Грушевский Игорь Владимирович
Беседа с родителями школьников «Что такое современный театр и что влияет на создание современных спектаклей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое современный театр и что влияет на создание современных спектаклей?
Все фотографии принадлежат автору этого блога Игорю Грушевскому.
Наш Мир стремительно меняется, меняется и театр. И на смену классическому театру, приходит пост драматический – театр без сцены. Сценой служит окружающая реальность, как в пьесе у Чехова в «Чайке» театр Треплева - пустое пространство, в глубине которого открывается вид на природу, сюрреалистический монолог Заречной на фоне действительной реальности.
Публикация «Беседа с родителями школьников „Что такое современный театр и что влияет на создание современных спектаклей?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начале сентября 2017 года в Риге в очередной раз прошёл международный фестиваль современного театра «Хомо Новус» организованный латвийским институтом нового театра. Темой фестиваля стал Язык, в широком смысле, как философское понятие. В классическом театре язык тоже играет огромную роль, но как инструмент передачи текстовой информации, визуализации написанной истории автора. И поэтому в современном театре режиссёру не надо искать новую метафору для того, что бы в очередной раз пересказать пьесу Антона Павловича Чехова, он свой спектакль строит с нуля.
В наши дни у современного театра совсем другой тип отношений со зрителем – они более личные и активные. Такого взаимоотношения классический театр не даёт, так как зритель сидит в тёмном зале, а актёры играют на освещённой сцене и между зрителями и актёрами образуется стена. Современный театр не только убирает «четвёртую стену», а убирает много разных условностей, которые отделяют реальную жизнь от театральной жизни.
Грань между обычной реальной жизнью и театральной постановкой
Как рождается спектакль?
Спектакль - это всегда симбиоз реальности и фантазии художника. Он соединяет то, что окружает нас каждый день, подключает наши идеи, говорит, как это могло выглядеть иначе или показывает нашу реальность с другого ракурса.
Что такое современный театр и что влияет на создание современных спектаклей?
Современный театр состоит из режиссёров, художников, для которых источником вдохновения служит сама жизнь, а не книги, как было раньше, и они помогают зрителю увидеть жизнь другими глазами, хотя бы на короткий промежуток времени.
Визуальный театр (театр реальности) предлагает изменить своё отношение к жизни, и зритель из пассивного созерцателя превращается в активного участника, где он может почувствовать себя в другой реальности, оказаться в эпицентре происшествия, и стать другим человеком. Вот что предлагает «Хомо Новус» в спектаклях.
В театре реальности главная роль не у режиссёра - это коллективная работа художников из разных профессий на нестандартной площадке с нестандартным отношением со зрителем.
Театр реальности - это, в первую очередь, работа с людьми, которым есть, что сказать, а режиссёр помогает людям красиво оформить их мысли. Театр реальности не делает из человека актёра - это главное свойство Театра, все люди уникальны и эту уникальность Театр реальности пытается сохранить.
Визуальный спектакль «Циетокснис» («Крепость») режиссёров Кристы Буране и Мартыньша Эйхе в рамках Международного фестиваля современного театра «Хомо Новус» организованный латвийским институтом нового театра в 2017 году.
Декорациями к постановке «Крепость» послужила настоящая крепость — Даугавгривская, как символ того, что люди в Латвии выстроили вокруг себя стены.
Соавтором спектакля выступил и Ваш покорный слуга. Приглашаю ознакомиться с моим текстом:
«Вы верите в чудо? Такой вопрос, наверно, каждый слышал хоть раз в своей жизни. Но, как правило, человек начинает улыбаться и немного неуверенно говорить, что да, верит. Но, это примерно, как апостол Пётр, как бы поверил, что Христос пришёл по воде и когда сам попытался встать на воду по просьбе Христа, стал тонуть. Сказать мало, что верю, поверить надо душой. И поэтому мало кто верит по-настоящему. Он бы и хотел поверить, но что-то ему не даёт. Человек привык сомневаться и ему трудно поверить в то, что что-то хорошее и правда, может, произойти, и не просто что-то, а реально Чудо.
Наверно не зря поётся в нашем гимне, что бы Бог хранил нашу землю, что бы мы могли радоваться жизни, и наша земля благоухала и процветала. И наши молитвы, просьбы в нашем гимне, наконец, были бы услышаны. Случилось бы чудо. Я очень хотел услышать в ближайшем будущем, что наша любимая страна стала богатой! Что уровень жизни вырос, у каждого жителя стала достойная зарплата, выросли пенсии и пособия. Что наши жители, уехавшие за жирным куском в другие страны, вернулись обратно и стали трудиться на благо своей родины! Что у нас стало развиваться сельское хозяйство, производство и повысилась рождаемость! Что у нас очень хорошо развит туризм, а иностранцы резервируют путёвки на лето, ещё зимой, так как очень большой спрос! Что для счастья надо человеку? Родная земля и возможность жить на ней в мире и согласии!
Я 84-го года рождения. Расскажу про события августа 1989 года глазами 5-ти летнего ребёнка. Мы с родителями ехал из литовского Снечкуса (сейчас Висагинас) в Даугавпилс на дизель-поезде ДР1, выпущенного нашим рижским вагоностроительным заводом. Дизель был серым, а вагоны зелёные (так я помню). Кресла в нём были из кожи-заменителя, тёмно-коричневого цвета, полки для вещей, как в электричке, решётчатые, серого цвета, с красным «стоп-краном» и кнопкой «Милиция» возле выхода в тамбур.
Вдруг, в окно увидел, что вдоль дороги цепью стоят люди, много-много людей. Они держат плакаты в руках и национальные флаги прибалтийских республик. Поезд едет, а цепь из людей всё не кончается! Я с родителями 2 недели до этого был в Латгалии у родственников. Телевизор был сломан, я не помню, чтобы родители говорили о какой-то акции, они просто отдыхали. Когда увидели людей за окном поезда, было удивление, потом до родителей дошло, что это акция «Балтийский путь», проведенная 23 августа 1989 года. Меня поразило количество людей, нескончаемая цепь. Люди стояли, улыбались, разговаривали, пели песни, много было детей. Стояло много автобусов и легковых машин. Вдруг я услышал шум, это летел вертолёт (вероятно, проводилась видео съёмка). Мне было это всё странно и непонятно.
Но так как ты ещё маленький, быстро всё это забываешь.
Ехали на жёлтом Икарусе по Октябрьскому мосту, на тот момент (сейчас это Каменный мост). В Икарусе, в кабине у водителя были красные и зелёные кнопки, в салоне, иногда пахнущем соляркой, кресла мягкие, из дерматина, чёрно-коричневого цвета, на таких сидениях хорошо было сидеть и смотреть в окно. И вдруг вижу на Президентском Дворце (тогда Дом Пионеров) висит красно-бело-красный флаг.
В другой раз, когда ехал, слышу, как мама говорит, что на Доме Печати висит флаг Советской Латвии. Думаю, где там флаг висит? Не на то здание смотрел. Да и не мог понять, где там Дом Печати. Взгляд лежал на каком-то маленьком домике. Обо всём этом не сильно думаешь, но в голове понемногу начинают бегать мысли, что идёт какое-то противостояние.
Хорошо помню, когда стреляли в центре Риги в январе 1991 года. Мы это в прямой трансляции видели. Я уже спать ложился, когда услышал звуки стрельбы по телевизору. Конечно же, прибежал, интересно же - в Риге стреляют! Это кажется каким-то приключением. Стреляют там, трассеры летят. Люди бегают, омоновцы. Я же еще не понимаю, что война может начаться, что твой дом взорвут, знакомые, родственники погибнут. Мне было не совсем понятно, почему у мамы тогда тряслись руки и она пила валерианку. Через несколько дней, я уговорил маму поехать туда посмотреть дырки в стенах от пуль. Уже лежало много цветов, где были убиты люди. Там операторы погибли из съемочной группы режиссёра Юриса Подниекса – Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне. Уважаю этого режиссера, мне его картины нравятся, "Легко ли быть молодым" и другие. Потом это как пазл складывается, понимаешь, что не всё так просто было. И вот, когда ты живешь в этом маленьком мире, тебе хорошо и кажется, что всё хорошо. А на самом деле это как мост, который прогнил и может рухнуть.
Новость, которая «больно ударила» уже во взрослом возрасте, это рухнувшая «Максима» (супермаркет) в ноябре 2013 года. Просто был шок! Когда спасателей еще завалило, во время телетрансляции, просто был ступор! Потом некоторые люди огорчили, когда читал гадости в интернете. Вообще горе, а тут они начинают выяснение отношений, кто прав, кто виноват… Меня очень сильно задело, что подсчитывать стали, а кого больше погибло - русских или латышей? И те, и те подсчитывали. Получается, что часть общества, независимо от национальности, у нас одинаково, как-то, плохо воспитана, что ли… Так же, как сейчас, случай с мальчиком Ваней Берладиным (пропавший мальчик был найден мёртвым). Как раз обратная, наверно, сторона, люди, независимо от национальности, кинулись искать ребёнка. Горе объединяет.
Что мы хотим? Изменений? Но изменения начинаются, прежде всего, с самих с себя. Наверно нам надо перестать друг на друга тыкать пальцем и попробовать каждому что-то изменить в себе, и может тогда мир и правда станет лучше?»
Сентябрь, 2017 год.
Спасибо за внимание!
С режиссёром спектакля "Крепость" Кристой Буране
С продюсером спектакля Лелде Прусе
С драматургом Лайлой Буране
Автографы от Кристы, Лелде, Лайлы и Мартыньша Эйхе (второй режиссёр)