Галина Дидовна Максимова
Использование мнемотехники для обучения детей пересказу
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Памятка для родителей
Использование мнемотехники для обучения детей пересказу.
Подготовила: воспитатель Максимова Г. Д.
г. Муравленко 2024г.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения с её использованием
- развитие памяти;
- внимания;
- мышления;
- речи;
Публикация «Использование мнемотехники для обучения детей пересказу» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2024
- воображения;
- мелкой моторики.
Этапы использования мнемотехники :
1. Выразительное прочтение стихов, сказки.
2. Рассматривание таблиц и разбор того, что там изображено.
3. Перекодировка информации.
4. Пересказ с опорой на картинки и символы.
5. Графическая зарисовка детьми символов.
6. Воспроизведение по нарисованной таблице.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для чего мы используем мнемотехнические приемы :
Чтобы развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения, разучивать стихи и сказки;
Чтобы знакомить детей с характерными особенностями времён года, жизнью животных, птиц и растений с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Чтобы развивать основные психические процессы (память, мышление, воображение).
Чтобы развивать умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Что такое «МНЕМОТЕХНИКА»
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоквадрат – элементарная единица, с которой начинается работа в данной методики.
Мнемодорожка несёт обучающую информацию в небольшом количестве.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Как работать с таблицей
учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Что является опорным в таблице
Опорным является изображение главных героев, понимание произведения, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.
Что изображается в таблице
Схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, то есть всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
Литература:
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. : «Детство-пресс», 2005г.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: «Детство-пресс», 2009г.