Получи документы

Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития

Баловнева Оксана
Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития

Термин сублимация, предложенный Фрейдом для обозначения замены полового инстинкта, трактуется нашими современниками более широко, и под сублимацией понимается практически любой процесс, в котором инстинктивная цель заменяется сознательной, и асоциальный импульс преобразуется в социально-продуктивную деятельность. Таким образом, внешние проявления негативных переживаний выражаются в социально приемлемой форме. Именно в этой специфике художественной сублимации, в процессе которой проходит отреагирование отрицательных импульсов, по мнению сторонников данного подхода, заключается сущность терапии искусством.

Публикация «Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития» размещена в разделах

Продукты спонтанного художественного творчества способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Задача арт-терапевтов - создать условия для проявления самоактуализации и способствовать высвобождению подавленного собственного Я.

У арт-терапии есть еще одна особенность - это ее эстетический компонент. Дело в том, что творчество совершенно особым образом интегративно действует на личность. И это объясняется тем, что в человеке заложена естественная потребность воспринимать окружающее через эстетическую среду. Терапия искусством (арт-терапия) может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, ускорителем терапевтического процесса, дополнительным средством для интерпретации и диагностики, “дисциплинирующей и контролирующей силой”, средством развития внимания к чувствам, средством усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности.

Многочисленные исследования детей с различными видами нарушений развития показывают, что у них имеются сходные проблемы в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, которые успешно корректируются средствами искусства.

Арт-терапия является наиболее доступным и универсальным направлением для работы с особенными детьми. Многие методы арт-терапевтических техник не требуют вербализации, что облегчает установление контакта с замкнутыми детьми и детьми с речевыми нарушениями, даёт им возможность повысить личностную ценность.

Основная цель, которую ставит педагог-психолог, использующий арт-терапевтические техники на коррекционно-развивающих занятиях с «особыми» детьми – комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, гармонизация личности посредством развития способности самовыражения и самопознания. Акцент делается на коррекцию и развитие психомоторной сферы и, прежде всего, мелкой моторики рук. Кроме того, в ходе занятий решаются и другие задачи: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; эмоционально-волевой сферы; развитие внимания, памяти, пространственного и творческого воображения; развитие коммуникативных навыков и др.

Пластические материалы являются признанным психотерапевтическим средством. Работа с ними : помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения, дает возможность почувствовать себя творцом, развивает моторику и кинестетические ощущения, благодаря им человек может научиться управлять собой.

Работа с пластическими материалами, как и любая арт-терапия, не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, здесь практически невозможно сделать ошибку. Использование пластических материалов позволяет стимулировать кинестические и зрительные ощущения и развить способности к их восприятию, позволяюет не только отразить в своем произведении любые чувства, в том числе страх, агрессию, обиду, но и изменять их в процессе взаимодействия, то есть дает возможность “управления чувствами”.

На практике не всегда удаётся организовать работу с использованием глиняных масс. Одним из любимых мной пластических материалов, используемых в работе с детьми с интеллектуальными отклонениями, является бумага. Бумага доступна, проста в применении, безопасна, может использоваться в различных техниках, играть роль фона, вспомогательного материала для рисования, участвовать в коллажных работах, использоваться как основной материал. Возможно использование различных видов бумаги – офисной, газетной, упаковочной, туалетной, картонной, гофрированной и т. п.

Как и у любого занятия с элементами арт-терапии предполагается наличие правил:

- Добровольное участие в занятии;

- Безоценочное отношение друг к другу;

- Уважение мнения любого из участников;

- Реальность занятия существует в пространстве и времени «Здесь и сейчас»;

- Отсутствие понятий «Правильно» и «Не правильно»;

По данным Института психологии РАН, по уровню взаимной агрессии, и даже ненависти, россияне занимают первое место в Европе. Причины такой ситуации многочисленны и, в том числе, неумение людей проявлять свою злость адекватно и безопасно для окружающих. Не подавлению эмоций, а их «правильному» выходу необходимо обучать ребёнка на всех этапах его взросления.

Пример по работе с сильными эмоциями

Предмет: коррекционно-развивающее занятие

Возраст: 12-16 лет

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: «Расставание со злостью эмоциями»

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы, детской агрессии, развитие чувства эмпатии

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- снижение агрессивности, враждебности

- стимуляция приятных и эстетически значимых переживаний

- формирование эмоционально спокойного состояния, способствующие снятию негативных эмоций и состояний

Коррекционно-развивающие :

- развитие тактильных и зрительных анализаторов

- развитие мелкой моторики рук

- формирование умения контролировать своё состояние

- развитие умения передавать ощущения в вербальной форме

- формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль

Коррекционно-воспитательные:

- развитие сотрудничества при работе в группе

- воспитание эмпатии, дружелюбного отношения друг к другу

- привитие навыков социального поведения

- формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, творческая.

Количественный состав группы: 4 человека

Время занятия: 30-40 минут

Занятие 1 (обязательное).

1. Мотивационно-целевой этап. Ритуал приветствия (неизменным должен остаться ритуал входа и выхода, что для детей с особенностями развития весьма важно, так как известна их склонность к стереотипности).

2. Ориентировочный этап.

- Сегодня мы с вами будем разговаривать о сильных эмоциях, которые у нас могут появляться и о том, как можно безопасно проявлять эти эмоции. Давайте вместе вспомним, какие эмоциональные проявления бывают у людей. А помогут нам в этом «Эмоджи». Я буду показывать вам мордашки настроений, а вы постараетесь назвать эмоцию и объяснить, почему это именно она.

3. Основная часть.

Проблемно-поисковый этап. Выявление и конкретизация негативных переживаний.

- А какие эмоции испытывали вы?

- Как вы думаете, а какие же эмоции могут оказаться небезопасными для нас самих и окружающих?

- Почему?

- А радость может быть опасной?

- А нужно ли подавлять, сдерживать свои эмоции?

- Сегодня мы попробуем научиться контролировать сильные эмоции, такие как злость или гнев. У вас есть предположения, как же это можно сделать?

Практический этап. Перенаправление эмоций на нейтральный материал.

- У вас на столах лежат стопки бумаги. Эта бумага будет нам помогать. Она заберёт нашу злость себе. Как? Потренируемся.

- Давайте сейчас вспомним какую-нибудь ситуацию, которая произошла с вами и вызвала сильную злость.

- Вспомнили?

- Ну-ка скажите, а что же происходит с вашим телом?

Упражнение «Комок злости»

- Вот в этот момент берите, или даже хватайте листы бумаги, представляя, что эта бумага и есть причина вашей злости, и делайте с бумагой всё, что хотите – разрывайте, мните, бросайте на пол, в стену. Поступайте с ней нещадно. Но не забываем о безопасности и границах живых объектов. Остановиться нужно, когда почувствуете, что стало легче и вы уже не злитесь.

- Посмотрите сколько комков злости у нас образовалось.

- А как вы себя ощущаете?

- А теперь наведём порядок и соберём всю злость, а заодно потренируем точность. Собирайте комочки с пола и точным попаданием отправляйте их в баскетбольную корзину. Хорошо это делать с силой, чтобы совершенно очистить себя от негатива.

Практический арт-терапевтический этап.

Очень много злости собралось в корзине. А внутри у вас осталось немного злости? Я предлагаю вам взять из общей корзины столько комочков злости, сколько вы думаете ещё осталось и с помощью малярного скотча скрепить эти кусочки между собой, чтобы они не разлетались и никого не заражали плохими эмоциями. Постарайтесь увлечься процессом. Если у вас внутри уже светло и хорошо, вы можете просто помочь скрепить «злые» комочки, чтобы они не расползались.

Рефлексивно-оценочный этап. Ритуал прощания.

- Замечательно. Мы очистились от плохого. Теперь необходимо восстановить дыхание и окончательно успокоиться.

Упражнение «Вдох - выдох»

Садитесь туда, где вам будет удобно, на мягкие кресла, на ковёр, на стулья, закрывайте глаза. Вам хорошо и спокойно. Тепло и тихо. Сделайте медленно глубокий вдох и медленно – выдох. С каждым вдохом мы наполняем свой организм спокойствием, с каждым выдохом выпускаем всё плохое. Повторите несколько раз. Используйте эту дыхательную гимнастику, когда вам необходимо успокоиться.

А теперь давайте поделимся впечатлениями от занятия. - Что вам понравилось, а что нет? - Что было сложно выполнять? - Что полезного вы получили от этого занятия?

-Выберите, пожалуйста, карточку вашего настроения сейчас.

- Вам интересно, а что же будет с получившимися комками бумажной злости? Пока мы их подпишем, чтобы не спутать. А остальное пусть останется секретом до следующего занятия.

Всем спасибо за занятие. Собирайте хорошие новости.

Занятие 2-6.

1. Мотивационно-целевой этап. Ритуал приветствия (для каждого занятия).

2. Ориентировочный этап.

- Помните о чём мы разговаривали с вами на прошлом занятии?

- Чему мы учились? Что делали?

- Пока мы не виделись, приходилось ли вам сильно злиться на кого то?

- Как вы справились?

3. Основная часть.

Проблемно-поисковый этап.

- Посмотрите, какие разные фигуры получились у вас. Помните из чего мы их слепили? Вы любите смотреть на проплывающие облака и представлять на что они похожи? Представим, что у нас облака. Что же напоминают ваши?

- А какой характер у того, что получилось?

- Вам не хочется попробовать превратить это «злое облачко» во что-нибудь более мирное и доброе?

Практический этап. Трансформация. Перевод в положительный или условно положительный образ (одно занятие).

Дети самостоятельно работают с бумагой и скотчем, добавляя по желанию детали.

- Хотелось бы вам, чтобы это существо осталось? С помощью техники папье-маше можно продлить ему жизнь.

Далее дети работают со своим созданием.

Получение готового продукта, доведение эстетического облика (последующие занятия).

Дети самостоятельно работают с цветом, дополняют композицию декоративными деталями по своему усмотрению.

- Придумайте маленький рассказ о том, кто у вас получился.

- Кто хочет рассказать о новом существе? Какой у него характер? Что он любит?

Рефлексивно-оценочный этап. Ритуал прощания (для каждого занятия).

Принцип данного занятия может быть использован в работе с агрессивными эмоциями, деструктивным поведением, страхами, тревожностью, замкнутостью.

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. "Психология личности". М. : Смысл, 2001 г. ,

2. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. М. :

"Академия" 2003.

3. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов

н / Дону. : Феникс, 2003 г. ,

4. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость: психологическое

содержание, диагностика, коррекция. М: “Флинта”, -2001;

5. Ньюкомб Нора. Развитие личности ребенка. Ростов н / Дону: Феникс, 2003 г. ;

Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Подарок к «Дню защитника Отечества» в технике объемная бумажная пластика.Подарок к «Дню защитника Отечества» в технике объемная бумажная пластика. Здравствуйте уважаемые коллеги, родители и просто заинтересованные детским творчеством взрослые. В предверии любого наступающего праздника.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бумажная пластика как один из методов сублимации в работе с детьми с особенностями интеллектуального развития
Опубликовано: 5 января 2022 в 01:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД