Образование детей с Тмнр

Марина Николаевна Иванова
Образование детей с Тмнр

Цель образование детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь общества.

Для достижения этой цели осуществляется работа по 5 направлениям:

• представление о себе

• навыки самообслуживания и жизнеобеспечения.

• представления об окружающем мире и ориентировка в нем.

• способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми

• навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности

Содержание обучения по этим направлениям включено в следующие учебные предметы: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, речь и альтернативная коммуникация, адаптивная физическая культура.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Умственное, физическое, эмоциональное развитие в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Цель обучения данному предмету – развитие восприятия через систематическое воздействие на различные анализаторные системы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса. Здесь и обучение ребенка замечать раздражители, реагировать на них, повторять воздействие раздражителей, контролировать действие глазами, узнавать людей, предметы, ситуации, формировать умение связывать восприятие с речью, воспринимать предметы разной формы, цвета, величины; учить выражать свои ощущения, предпочтения. При обучении фиксации взгляда на неподвижном предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, без лишних деталей, располагаться на уровне глаз ребенка на расстоянии 45-50 см. если учитель не смотрит на предмет, то учитель привлекает его внимание речью,например: «Посмотри, шарик». Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему показывают более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно использовать предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машина, кукла). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда.

Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Не в каждой семье их учат ощупывать предметы и действовать с ними в игре. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Предметно-практическая деятельность у детейс МНР на первоначальном этапе должна формироваться в рамках общения с людьми в процессе важных жизненных ситуаций: еды, одевания, умывания, игры, занятий и др.Вне ситуации использования окружающие предметы не вызывают у ребенка никакого интереса: он не удерживает их в руках, не пытается действовать с ними. Для того чтобы познание предметного окружающего мира превратилось для ребенка в потребность, необходимо создать специальные условия. Основной целью обучения предмету

«Предметно-практическая деятельность» является формирование у ребенка с ТМНР интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Работа направлена на нормализацию чувствительности рук, получение опыта об окружающей среде через ощупывание и хватание, обучение ручной умелости в повседневном применении. Предмет включает разделы «Действия с материалами» и «Действия с предметами». Работая с материалами,предполагаем следующие действия: сминание материала, разрывание материала, размазывание, переливание, наматывание. Так ребенок учится сминать материал двумя руками, сначала мягкие образцы салфетки, бумажные полотенца. Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой. Работу с предметами проводим по этой же методике. Учащийся учится захватывать, удерживать, опускать предмет, перекладывать предмет, нанизывать, вращать, открывать-закрывать, нажимать на предмет, сжимать его, толкать. Сначала ребенок выполняет действие совместно с учителем, который удерживает его руки в своих руках, учится нанизывать кольца, крупные шарики на стержень. Затем задача усложняется педагогом.

Для того чтобы ребенок с ТМНР мог общаться с окружающими людьми, необходимо помочь ему овладеть навыками коммуникации.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»формирует и развивает у учеников с ТМНР навык коммуникативного взаимодействия со взрослым или другим ребенком. Ребенок учится устанавливать и поддерживать зрительный контакт в процессе общения, реагировать на собственное имя, приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание различными средствами, выражать свои желания, согласие\несогласие, благодарность, обращаться с просьбой о помощи, отвечать на вопросы. Так, приветствуя собеседника,ребенок использует различные средства: речь (произносит звук, одно слово или фразу, жест (машет рукой, действие (жмет руку, пиктограмму\картинку\фото и др. В процессе обучения может использоваться физическая помощь со стороны педагога (поднять руку ребенка, помахать и др., которая постепенно уменьшается. При составлении индивидуальной программы обучения в зависимости от возможностей ребенка подбирается средство коммуникации. Если ребенок не владеет вербальной речью, его знакомят с альтернативными средствами коммуникации и учат использовать их в процессе общения. Перечень альтернативных средств включает взгляд, мимику, жесты, предметы, символы, электронные устройства.

За основу в работе педагог берет изучение предметов ближайшего окружения, действий и явлений при помощи конкретных и простых для понимания символов, условных знаков, приспособленных к элементарным желаниям и потребностям ребенка. А также развитие умения выражать предпочтения, желания при помощи сигналов тела, мимики, жестов. На первых этапах работы – представление о персональном обращении к себе, обращение внимания на других и получение внимания в ответ. Речь и альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации - «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Важно понимать сигналы ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением.

Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Помимо сигналов тела, мимики, нами применяются средства альтернативной коммуникации,включая:

- Жестовый язык

-Пиктограммы

- Интерактивные коммуникационные доски

-Коммуникационные карточки-подсказки, карточки Домана

Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности

Двигательная активность. Для того чтобы оценить двигательную активность ребенка и увидеть динамику его развития, необходимо учитывать каждый небольшой шаг в развитии любого двигательного навыка. Для учащихся, имеющих тяжелую степень двигательных нарушений, реальной задачей будет поддержание имеющейся двигательной активности и профилактика вторичных нарушений.

Физическое развитие учащихся не соответствует их биологическому возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений.Работа начинается от начальных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы: восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей, функция руки.

Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность, потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре.

Временной режим образования учащихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др., а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность специально организованного занятия / урока с учащимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния учащихся, начиная от 10 минут и не превышая 20 минут в 1-4 классах и 25 минут для 5-12 классов учащихся этой категории детей. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу учащихся. Продолжительность учебного года для учащихся 1 (дополнительного) класса –33 недели, для остальных классов –34 недели. Для 1 (дополнительного) класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Нормативный срок освоения АООП учащихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 12 лет (подготовительный класс (0) – XI классы). Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.

Формы и способы оценки результативности освоения СИПР.

Требования к результатам освоения АООП представляют собой описание возможных результатов образования данной категории учащихся. В данном варианте программ следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения каждого учащегося в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой. Закономерные затруднения в освоении учащимися с ТМНР отдельных предметов не рассматривается как показатель не успешности их обучения и развития в целом. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния учащегося. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Перевод учащегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка,например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной,

«выполняет действие по образцу,

«выполняет действие с частичной физической помощью,

«выполняет действие со значительной физической помощью,

«действие не выполняет;

«узнает объект, «не всегда узнает объект, «не узнает объект;

Текущая аттестация учащихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации учащихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.

ФГОС для учащихся с ОВЗ определяет требования к условиям получения образования: кадровым, материально-техническим, финансовым, информационно-методическим, необходимым для реализации соответствующих образовательных программ. В зависимости от состава учащихся в штат нашей образовательной организации входят учителя-дефектологи, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, логопеды, врач, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР

является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Дидактическая игра «Образование сложных слов»Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образование детей с Тмнр
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 15:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Досуг «Поздравляем мам и бабушек»
Мы с детьми очень долго готовились к празднику 8 марта. Учили песни , стихи, Хотя были некоторые трудности. В музыкальном зале находились пластиковые окна...
Методический сборник проектной деятельности для детей раннего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, я готовлюсь к аттестации, предлагаю методический сборник по проектной деятельности, может кому пригодится. Пояснительная записка к...
Детский мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Цветы для мамочки»
Предлагаем выполнить к предстоящему международному женскому дню объёмную аппликацию "Цветы для мамочки". Данный мастер-класс будет интересен педагогам и...