Получи документы

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса

Анна Небова
Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений

1.1. Пояснительная записка

Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.

Публикация «Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса» размещена в разделах

Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.

В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы осуществлялись в комплексе, что позволяит наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям : психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

• охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

• создание соответствующих психологических условий.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы сопровождения участников образовательных отношений

Программа построена на основании следующих принципов:

• принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

• принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка, являющиеся методологией ФГОС:

• Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия)

• Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.)

• Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека предполагают:

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерство с семьей;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

1.4. Ожидаемые результаты программы :

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

• обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

• достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

• сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

• обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

• функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

• сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

• вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).

Список литературы

1. Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2004.

2. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» М:, ТЦ Сфера, 2005.

3. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.

4. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.

5. Бавина Т. В., Агаркова Е. И. «Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада», М:, Аркти, 2008.

6. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, Л. А. Венгер. – М. : Знание, 1994.

7. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2002.

8. Захаров П. И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» С-Пб, «Союз» 1992.

9. Ильина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты» - С-Пб, Дельта, 1999.

10. Катаева Л. И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» М., Книголюб, 2004г.

11. Катаева Л. И. «Работа психолога с застенчивыми детьми»- М. : Книголюб, 2008.

12. О. Л. Князева «Я-ты-мы» «Программа социально- эмоционального развития дошкольников. Москва, «Мозаика – Синтез» 2003.

13. Княжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996.

14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997.

15. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : Генезис, 2002.

16. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -С-Пб. :-Речь, -2000.

17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. 32

18. Пазухина И. А. «Давайте поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет, Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2005

20. Пазухина И. А «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет, Детство – ПРЕСС, С-Пб, 2004

19. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. – Волгоград: Учитель, 2009.

20. Практикум для детского психолога. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.

21. 150 развивающих игр для дошкольников. У. Пенни: ООО «Попурри», 2005

22. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003

23. Рогалева Н. А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М. : «Скрипторий 2003», 2010.

24. Семаго М. М., Семаго Н. Я. «Диагностико - консультативная деятельность психолога образования» - М. : Айрис-пресс, 2006.

25. Севостьянова Е. О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М. : ТЦ «Сфера», 2009

26. Спиваковская А. С. «Популярная психология для родителей» С-Пб., «Союз», 1991.

27. Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет», 2004.

28. Ткач Р. М. «Сказкотерапия детских проблем» - С-Пб, ТЦ «Сфера», 2010.

29. Ульенкова У. В «Шестилетние дети с задержкой психического развития».- М. :Педагогика. 1990

30. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998.

31. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» М:, Совершенство, 1998.

32. «Психогимнастика» М. И. Чистякова. М., Просвещение, 1990г.

33. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2008.

34. Шарохина В. Л Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. : М. Книголюб, 2005.

35. Шитова Е. В. «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом в ДОУ» Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования в группе кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР Коммуникативная компетентность участников педагогического процесса предполагает сформированность речевой деятельности, различных способов.

Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» .

Эссе «Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 235» Шевцова Кристина Сергеевна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 19:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД