Светлана Николаевна Уварова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова;
-развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся в гости.
-Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Рассказ Н, Носова „Живая шляпа“ для средней группы» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
Станешь с ней в сто раз умней (книга)
Воспитатель: А как называется то место, где хранятся книги? Где находятся много книг? (Библиотека, книжная полка, книжный шкаф.)
Воспитатель: А кто пишет книги? (писатели, поэты)
Воспитатель: Каких писателей вы знаете?
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого писателя бывает свой рабочий кабинет, где он пишет, создаёт книги. И я сейчас вам предлагаю посетить рабочий кабинет писателя Н. Н. Носова.
Воспитатель: Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)
Воспитатель: Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)
Воспитатель: Ребята, Незнайка собрал много книг Н. Носова. Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. Вы обратили внимание, я сказала книги с рассказами. В основном он писал рассказы для детей. А чем отличаются рассказы от сказок?
(Сказки- это выдуманные истории, а рассказы- это случаи из жизни.)
Воспитатель: Незнайка много знает рассказов Н. Носова. Он, как и герой произведений писателя любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он для нас приготовил игру, собрал разные предметы из своих любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?
Игра называется «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»
Перед вами на экране будут появляться предметы, которые собрал Незнайка, если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране появится обложка этой книги.
Воспитатель: Ребята, такую книгу видели? Она наверное интересная. Давайте прочитаем её.
«Живая шляпа»
Н. Носов
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Вопросы для проверки
Вам понравился этот рассказ?
Смешная эта история или печальная? (Смешная)
Как звали мальчиков? (Володя, Владик).
Почему мальчики решили, что шляпа живая? (Поползла).
Как мальчики узнали секрет шляпы? (Швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
Что делали мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? (Раскрашивали картинки).
Кто сидел под шляпой? (Котенок).
Как звали котенка? (Васька).
Что вам понравилось в рассказе больше всего?
Какие непонятные слова встретились в тексте? (Кочерга, комод).
Знакомство с новыми словами
Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.
Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.
- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
-Покажите, как они испугались?
Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота.? (удивление).
-Давайте покажем удивление.
- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость).
-Покажите радость.
Собери в правильной последовательности
Смотрите, здесь картинки из рассказа «Живая шляпа».
В каждом произведении обязательно есть 3 части – начало, середина и конец. Надо разделить эти картинки на три части. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для первой части?
-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать для третьей части рассказа?
Молодцы. Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. На этом наше занятие заканчивается. Скажем до свидание Незнайке, мы с ним ещё встретимся в рассказах Носова.