Получи документы

Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития

Клементьева Наталия
Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития

В этом материале этакий синтез собственного опыта : задания и знания, которых требовали наши педагоги и проверяла ПМПК. При составлении я сверялась с методическими рекомендациями для ПМПК.

Необходимый объём минимальных знаний ребёнка к 3 годам

Внимание: ниже идёт речь только об уровне развития невербального интеллекта. Такие навыки, как моторное развитие, развитие речи и самообслуживание, которые также важны для гармоничного развития ребёнка, в статье не учтены.

Публикация «Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития» размещена в разделах

Восприятие формы

Знать и показывать основные формы: прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

Дополнительно: может знать ромб, овал, звездочку, трапецию.

Должен раскладывать по рамкам-вкладышам фигуры. Допускается примеривание и перебор.

При умственной отсталости ребёнок будет упорно пытаться "впихнуть невпихуемое", не замечая ошибки - например, квадрат утрамбовывать на место для овала.

Восприятие цвета

Знать и показывать основные цвета: зелёный, красный, желтый, синий.

Дополнительно: белый/черный. Может знать оттенки : оранжевый, розовый, голубой и прочее.

При умственной отсталости дети часто вплоть до школьного возраста не могут сказать где какой цвет. Могут не различать цвета.

Восприятие величины

Ребёнок должен складывать пирамидку в правильном порядке из 5 колец.

Вместо пирамидки может быть аналогичное задание - сбор 3-6 разноразмерных стаканчиков (собрать, вкладывая стаканчики друг в друга).

Различение по изображению и в реальной жизни какой, допустим, мячик маленький, а какой - большой.

Для этого задания при умственной отсталости требуется специальное обучение, а первые успехи с ним наблюдаются только к 5-6 годам.

Соотнесение "часть-целое"

Ребёнок должен правильно собирать разрезную картинку из 2-4 деталей.

Дополнительно: может собирать маленькие пазлы (3-6 фрагментов, может собирать по образцу небольшие башни из кубиков/конструктора, простые узоры из кубиков Коса.

Поиск сходства

На возраст 2 года ребёнок должен находить аналогичные изображения. Например, понимать, что к уточке в пару подойдёт такая же уточка.

К 2,6 годам должно включится понимание, соответствия не похожих внешне, но идентичных предметов: например, на изображение овечки ребёнок должен поставить фигурку овечки, отличной от картинки.

К 3 годам ребёнок может подыскивать в пару изображению его "тень".

Поиск различий

Замечает, чего не хватает у изображений. Например, он покажет, что у машинки без колёс нет колёс.

Может находить заметные отличия на примерно одинаковых картинках.

Ребёнок должен владеть счётом до 3 и показывать нужное количество пальцев.

На ПМПК это проверяется заданиями типа "Дай мне 1 кубик, ещё один кубик, 2 кубика", Сколько здесь кубиков?" и т. д.

Если не знает цифр (не учили, ребёнок должен определять количество предметов по принципу "Один/много".

Графические навыки

Умеет схематически нарисовать простые формы, человечка, линии.

Ребёнок этого возраста при достаточной практике может раскрашивать, не выходя за контур.

При каких условиях отставание не связано с состоянием интеллекта?

Все навыки ребёнка сильно зависят не только от того, насколько у него нормальное развитие, но и от его взаимодействия с окружающей средой и сопутствующих особенностей здоровья.

Например, выше я пишу о том, что ребёнок должен знать фигуры, цвета и прочее. Однако все эти знания тесно связаны со зрительным восприятием, и если у ребёнка имеются с ним проблемы, то в первую очередь стоит работать именно со зрением, то есть, посетить офтальмолога, купить очки и прочее, а не требовать, чтобы малыш разглядел, где какая фигура, например.

Даже при полном интеллектуальном здоровье ребёнок никогда не сможет ответить на вопрос где треугольник или где синий мяч, если никто в окружении ему этого не объясняет. Все знания ребёнок собирает из бесед и занятий с окружающими его людьми. Притом многие понятия типа цвета, форм, не запоминаются с одного раза - требуется периодическое повторение и применение полученных знаний в бытовых ситуациях, игре и разговорах.

Также не надо ждать, что ребёнок отлично справится с заданиями на взаимодействия с какими-либо предметами без практики. Например, чтобы нормально рисовать, нужно практиковаться с карандашом - учиться его держать в руке, чиркать им, экспериментировать. Если малышу карандаш в руки никто и никогда не давал, не стоит ждать, что он сходу проявит чудеса рисования и раскрашивания - его умения будут очень плохи и будут нуждаться в практике, несмотря на то, что ребенок умственно вполне полноценен.

Многие задания в этом возрасте дети выполняют по наглядному образцу. Даже полностью здоровому, понятливому и понимающему речь ребёнку может потребоваться сначала объяснить и пару раз показать, как делать то или иное задание.

Почему у особых детей могут быть трудности при выполнении и усвоении данного материала?

У детей с нарушениями развития (ЗПР, алалия, аутизм) ситуация посложнее. Ребёнок может быть полностью интеллектуально сохранным, однако особенности диагноза будут тормозить и мешать усвоению информации. Однако, это не значит, что научить нереально. Просто нужно запастись терпением и учитывать мешающие факторы.

В случае алалии с сенсорным компонентом, например, практически бесполезны словесные инструкции - ребёнок не понимает речь. Приходится опираться на внимание (тоже очень неустойчивое) и зрительное восприятие. Проще говоря, надо поменьше слов и побольше наглядно показывать, ловя внимание, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.

Для детей с ЗПР используется та же тактика. Они больше "дружат" с речью, чем алалики, но всё равно нередко имеют пробелы с вниманием, пониманием обращённой речи и в целом развиваются медленнее.

Дети с РАС - особая категория товарищей, с которыми прежде всего надо работать на вызов коммуникации и имитации. Без коммуникации ребёнок даже не будет смотреть в сторону родителя и слушать, что от него требуется. А отсутствие имитации мешает им действовать по образцу, учась и перенимая опыт.

Кроме того, для детей с нарушениями развития следует делать скидку на сроки появления навыков и знаний. В конце концов, все сохранные интеллектуально дети к 18 годам будут знать и круг, и квадрат, и какой цвет красный, а какой зелёный. Нужно только поработать с их развитием и не делать трагедии из того, что к определённому возрасту ребёнок чего-то не знает.

Вы заметили, что ребёнку что-то не удаётся из списка выше. Какая тактика должна быть в этом случае?

Для родителей абсолютно всех детей я советую, прежде всего, НЕ действовать по принципу: "Вася-сосед собирает в нашем возрасте пазл из 10 деталей, значит и мой должен. " Лучше ориентироваться на умения самого ребёнка.

Сейчас он уверенно справляется с 2 деталями пазла? Значит дайте 3, затем 5 и так далее. Не знает 4 цветов? Не заталкивайте в голову сразу 4, а сначала уверенно выучите 2, а затем ещё 2.

Со всеми без исключения детьми, вне зависимости от наличия расстройств развития, всегда работает тактика начинать с малого и постепенно двигаться вперёд, усложняя задания, когда ребёнок перестаёт справляться с ними без затруднений. Так удастся заинтересовать ребёнка, избежать негативизма к занятиям и последовательно выстроить всё интеллектуальное развитие.

Публикации по теме:

Фотоотчет о физкультурной эстафете «Каждый должен знать с рождения правила дорожного движения»Фотоотчет о физкультурной эстафете «Каждый должен знать с рождения правила дорожного движения» Наша сегодняшняя жизнь самым тесным образом связана с дорогами и транспортом. На улицах нашего города скорость и потоки транспортных средств.

Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей,.

Фотоотчет «Это должен знать каждый»Фотоотчет «Это должен знать каждый» Для детей подготовительной группы «Родничок», инструктор по профилактике ПБ ПЧ по охране п. Правохеттинский Нарыжная И. В. провела час.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте»Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике Рождество» Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике - Рождество». Доброго всем вечера, уважаемые коллеги.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития
Опубликовано: 31 декабря 2023 в 17:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД