Александр Владимирович Гришин
Что такое процесс обучения и как его осуществлять
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс обучения осуществляется в виде завершенных циклов (законченных отрезков). Каждый такой цикл рассматривается как система со своими элементами. Главными структурными элементами (этапами) процесса обучения являются : восприятие знаний, умений; их понимание и осознание; усвоение; закрепление; применение на практике и упрочение; диагностика результативности. Каждый этап имеет свои локальные задачи.
Рассмотрим последовательность и содержание действий участников познавательного процесса.
Публикация «Что такое процесс обучения и как его осуществлять» размещена в разделах
Мотивация. Необходимо вызвать интерес обучающихся к тому, что будет изучаться на уроке. Если этого не удастся сделать, обучение не будет успешным. Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты обучения – представления учеников.
Актуализация. Чтобы узнать, как действовать, учитель актуализируетчувственный опыт, знания обучающихся. Путем расспросов, бесед он попытается выяснить, что ученики (студенты) уже знают о предмете предстоящего изучения на уроке (занятии, что они умеют. Если предмет им неизвестен, то педагог вспоминает вместе с учениками те известные им факты, положения, которые помогут при усвоении новых знаний. Конкретно педагог еще при подготовке урока будет решать следующие задачи:
• что из изученного ранее материала может быть опорой для усвоения новых знаний;
• какие из уже сформированных умений и навыков станут основой для выработки новых;
• какие вопросы задать ученикам, чтобы актуализировать знания и умения, полученные на предыдущих уроках;
• какой практический материал подобрать для наблюдения, какие виды упражнений предложить обучающимся;
• как эмоционально подготовить учеников, чтобы вызвать их интерес к новому материалу.
Восприятие. С актуализацией сливается этап первичного восприятия новых знаний, умений. Главная цель учеников на данном этапе – усвоить знания, умения, т. е. сделать их своими. Усвоение невозможно без принятия учебного задания. Это, в свою очередь, зависит от готовности ученика к восприятию новых знаний. Если он не видит смысла в каком-либо знании или умении лично для себя сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемого материала, то усвоение его сразу же ставится под угрозу.
Восприятие предполагает отражение в сознании обучающегося предмета учения. Оно может быть непосредственным – с помощью органов чувств либо опосредованным – через слова учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие – активный процесс. Но активным он будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом организует: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит учеников.
Понимание. Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний. Понимание (осознание) требует выполнения определенных действий:
• анализа, синтеза (разделения объекта изучения на части и соединения целого из частей);
• выделения главного, ученик должен выделить основную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т. д. ;
• сравнения, сопоставления, т. е. установления схожести и различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам;
• абстрагирования и конкретизации, требующих отвлечения от определенных признаков и изучения одного, необходимого в данной ситуации (подчеркивание определенного признака ведет к конкретизации);
• аргументации, доказательства (сущность этих действий в обосновании отдельных положений, установлении причинно-следственных связей);
• обобщения, т. е. объединения элементов в целое, определение обобщающих признаков.
В школе учитель может использовать различные формы организации восприятия учениками новых знаний. Это могут быть и устное изложение, подкрепленное наглядностью, и самостоятельные наблюдения учеников, и выполнение поисковых заданий.
Усвоение. Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат усвоения – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны. Работа над ними продолжается на следующих этапах. Процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к их увеличению и развитию в количественном и качественном отношении. Постепенно у учеников образуются суждения, понятия, знания.
Закрепление. На этапе первичного закрепления совершенствуются новообразованные понятия, представления. Происходит это преимущественно в процессе применения изученного материала, умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т. д.
Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Обучающиеся учатся применять новые знания и умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами действия. Лучшие учителя стремятся несколько раз на уроке закрепить материал.
Повторение. Учитель проявляет заботу о сохранении в памяти основных элементов содержания. Без прочных знаний и речи не может быть о развитии ученика: мышление и память тесно взаимосвязаны. Поэтому на каждом уроке в различных формах организовывается повторение. Оно не только препятствует забыванию, но и помогает связать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить усвоенное, систематизировать знания. Не зря повторение называют матерью учения. Активное, интересное, опирающееся на мышление обучающегося, а не на его механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного.
Обобщение. Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В школе используется два типа обобщений – эмпирическое и теоретическое. При первом на основе конкретных признаков ученики вычленяют общий признак. Второй тип обобщения осуществляется благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. В зависимости от цели применяется система постепенно усложняющихся типов обобщения. Сначала – это могут быть частичные обобщения, потом понятийные, за ними – поурочные, тематические и межтематические.
Предполагаемая последовательность действий:
1) анализ признаков объекта;
2) установление между ними связей путем сравнения;
3) выделение главных признаков;
4) их объединение словом или предложением;
5) формирование обобщающего вывода;
6) осознание учениками способа выполнения задания.
Задания на обобщение используются на всех уроках. Основные виды заданий: обобщение существенных признаков сравниваемых объектов при формировании нового понятия; обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия; обобщение-вывод (из прочитанного текста; по результатам наблюдений; из урока; из экскурсии); обобщение с целью систематизации знаний по определенной теме, разделу (перечисление признаков; составление опорной схемы, таблицы).
Завершающий этап процесса обучения – определение результативности обучения, контроль, оценка и самооценка самими учениками знаний, умений, уровня обученности. На этом этапе учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностику обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания, умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы.