Получи документы

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе

Елена Лисина
Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе

Воспитатель: Лисина Елена Викторовна

пос. Бабушкино 05. 12. 2017

Конспект НОД на тему : «Золотая хохлома»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством „Золотая хохлома“ в младшей группе» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с основами хохломской росписи;

Развивающие: отработать простейшие приёмы кистевой росписи в выполнении травки;

развивать чувство ритма, творческие способности детей

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам; раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта

Оборудование и материалы: корзинка с хохломской посудой, сарафан, кокошник, краски, силуэты бочонков по количеству детей, тонкие кисточки, вода, тычки, салфетки, фартучки с лентами, презентация с иллюстрациями хохломской посуды, музыка «Коробейники», ноутбук, колокольчик

Ход занятия

1. Организационный момент

Ладушки, ладошки –

Звонкие хлапошки.

Хлопали ладошки –

Отдохнём немножко

Да – а – а – а

Ладушки плясали,

Деток забавляли.

Ля – ля – ля – ля – ля,

Ля – ля – ля – ля – ля

Да – а – а – а

Звонит телефон, воспитатель прощается с детьми и уходит

2. Основная часть

Воспитатель заходит в русском народном костюме с корзинкой в руках

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вот и я вернулась.

Я хочу вам рассказать, где была, и что видела, а ещё что-то покажу.

А была я в краю не близком и не далёком. В Нижегородской области, в селе Хохлома, что стоит на великой реке Волге.

Эти края не простые, а чудесные. Чего не коснётся рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки — всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного.

Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

А вы идти со мной готовы? (Да).

Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте.

(Открыть корзину с хохломской посудой).

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо – блюдо, да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке.

Клюёт эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).

Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т. е. золой цвет посуды.

Посмотрите, какая красивая хохломская посуда (показ презентации).

Рассказ детям о хохломской росписи

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши —

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи.

Позже стали делать и детскую мебель.

А теперь внимательно посмотрите, что есть у нас в группе с хохломской росписью? (стол, стул).

С большим старанием делают хохломчане свою посуду : с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьётся, кружится травка - былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала. (наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (руки к сердцу, руки вперёд)

Какие цвета используют наши мастера? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный).

Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приёмы росписи. Существует 2 приё ма росписи: «верховая» — рисунок идёт по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая» — рисунок идёт по цветному фону – красному или чёрному. Покажите мне посуду, где используется «верховая» («фоновая») роспись. Какой здесь фон?

А мы сегодня с вами будем выполнять «верховую» роспись. Но сначала послушайте рассказ.

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь своё искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева.

Эксперимент: дети опускают хохломскую посуду в воду (обсуждения)

А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5 - 6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

Работа по технологической карте

Основные цвета в росписи: красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотой.

В хохломской росписи элементы называются: ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка (называя элементы, детям их показать).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Теперь пришло время и за кисть браться.

Но для того, чтобы у вас получилось красиво и аккуратно, необходимо поработать с нашими пальчиками:

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Ребята, у вас на столе лежат заготовки бочонков. Я вам уже нарисовала карандашом травку, а вам осталось обвести их краской и нарисовать ягодки.

Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

(Воспитатель одевает детям фартучки и ленточки на голову)

Мастера, скорей за дело!

Украшай бочонок смело.

Составляй хохломской узор,

Чтобы радовал он взор!

Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя.

- Молодцы! Теперь положите кисточки и сядьте прямо.

- Ну вот мы стали настоящими мастерами.

3. Заключительная часть

Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. Сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

Звучит музыка «Коробейники»

Детям предлагается под музыку выполнить движения русского танца.

Звучанием колокольчика воспитатель зазывает детей на свои места.

Рефлексия

- Посмотрите на все работы, какая чудесная получилась у наших ребят посуда, яркая, красочная, праздничная. Настоящие народные мастера!

- Какие работы получились самые выразительные и аккуратные? (ответы детей)

- Когда придут родители в детский сад, вы обязательно покажите свои работы

- Вам понравилось занятие? (ответы детей)

- А что больше всего понравилось? (ответы детей)

- Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи

- А сегодня вы молодцы! Поработали на славу!

- Всего вам хорошего народные мастера!

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из главных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В игрушке.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. Конспект интегрированного занятия «Дымка» Цель занятия: Продолжать знакомить детей с народно — прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Воспитывать уважительное.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома»Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). - Совершенствование умения при.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара (МАДОУ «Детский сад.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Путешествие в промысел» в подготовительной группе Программное содержание Формировать первоначальное представление о жостовском промысле, умение видеть, замечать красоту и неповторимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 22:45
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД