Надежда Карасева
Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ в образовании, их
особенности, шкала ограничений,
классификация.
По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов
детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и
социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях
таких ребят, их проблемах и методах социализации.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в
образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные
возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ
Публикация «Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация» размещена в разделах
имеет особенности физического или умственного развития, которые
препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут
касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей
ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически
или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья
могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями,
травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае
родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка
жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с
ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после
устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются
инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой.
Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические
нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной
жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус
ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных
выплат и гарантий.
Классификация и виды
Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации
детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны
нарушения:
Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный
вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и
воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с
другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения
речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или
слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не
используется для ориентирования и познавательной деятельности.
Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция
мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности.
Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это
детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим
речью.
Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения
опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении
тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности
движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него
отсутствует координация движения и т. д.
Задержка психического развития. Состояние задержанного
или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде
всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков,
которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных
способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная
отсталость может возникнуть на фоне другого психического или
физического заболевания.
Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические
расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него
полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не
прививаются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь
сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной
классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является
слабовидящим.
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида
заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи
следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в
связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации.
Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к
обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще
кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты
однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности
организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе.
Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки
поступающей информации.
- Инфантилизм, т. е. отставание в развитии от своих сверстников,
несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы
действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают
повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны,
реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и
беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость,
агрессивное поведение.