Получи документы

Детская агрессивность и ее причины

Светлана Коршикова
Детская агрессивность и ее причины

Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии — «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессий» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан, 1999).

Публикация «Детская агрессивность и ее причины» размещена в разделах

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и

младшего школьного возраста

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка)

теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часть сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво

проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Характерологические особенности агрессивных детей

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по

отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует

чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. 7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая

оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально

застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство

собственной значимости и силы

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы

более подробно остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного

поведения в семье.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и

вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают

следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) :

реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

характер отношений между родителями и детьми в целом;

уровень семейной гармонии или дисгармонии;

характер отношений с родными братьями и сестрами. Также важным является

фактор полной или неполной семьи. Например, американские исследователи (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку.

Также установлено, что если у детей (независимо от того, к какой возрастной

группе они принадлежат) встречаются:

плохие отношения с одним или обоими родителями;

или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;

или они ощущают безразличие к своим чувствам;

а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большой долей вероятности:

— будут втянуты в преступную деятельность;

— будут ополчаться на других детей;

— будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» (Р. Бэрон, Д.

Ричардсон, 1997)

Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с

детьми

Общение с агрессивными детьми — это особая проблема, для разрешения которой

требуются определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так и педагогов.

Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка :

— слабо развит контроль над своими эмоциями;

— слабое осознание своих чувств и чувств других людей;

— низкий уровень эмпатии;— ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько

преувеличивают ее опасность, т. е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если

взрослый обладает следующими навыками:

говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я»,

языке «Я-сообщений»;

«активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния

1. Овладение языком «Я-высказывания» («Я-сообщения»)

«Я-высказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает

ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его

поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-

высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня»

В классическом варианте (Gordon Т., 1975) «Я-высказывание» вообще не содержит

местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.

1. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто

обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый (родитель или учитель) часто использует

угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов»,

«Немедленно уберись в комнате» и т. п.). Это может вызвать сопротивление и протест.

2. «Я-высказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает

протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто

использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в

комнате», «Не забудь сделать уроки».

Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях,

оно имеет еще некоторое назначение:

«Я-сообщение» — это способ регуляции собственного эмоционального

состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на

рациональный, вербально-коммуникативный план;

«Я-сообщение» — это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано

внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;

«Я-сообщение» - сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка

форме; «Я-сообщение» - это способ передать ответственность за свои действия самому

ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;

«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое

внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;

«Я-сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных»,

вместо позиции «сверху». Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирование «Я-

сообщения» вызывает большие трудности у родителей и педагогов. Это говорит о том,

что у них самих блокирована связь со своим внутренним «Я», они привыкли скрывать

свои чувства, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении —

«сверху».

Прежде чем приступить к формулированию «Я-со-общений», можно предложить

взрослым сначала послушать себя. Для этого можно сделать следующее упражнение

(аналогичное упр. Гиппенрейтер, 1998) :

1) вспомните (подумайте) о тех действиях детей, которые вызывают беспокойство

и отрицательные переживания;

2) вспомните (подумайте) о конкретной ситуации, в которой проявлялось это

действие за последнее время (ближайшие 10 дней);

3) послушайте себя: прислушайтесь к своим чувствам. Какие чувства откликаются

в вас на эту ситуацию?

4) запишите в колонку слева ситуации с нежелательным действием ребенка, а в

колонку справа, напротив каждой ситуации, - то чувство, переживание, которое

откликается на данную ситуацию. Например

Многие родители и педагоги замечают, что, начав использовать «Я-сообщения» в

проблемных ситуациях с детьми, им удается лучше справляться со своим

эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои

эмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении с

ребенком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им удается

установить контакт с ребенком и настроиться на положительный результат общения с ним.

Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрым средством, которое

помогло восстановить уже давно разрушенные отношения.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Детская книга «Наш друг компьютер»Детская книга «Наш друг компьютер» В рамках проекта «Компьютер и дети» наши воспитанники создали книгу сказочных рассказов про компьютер, сами сочинили сказки и сами оформили.

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Детская поделка «Разноцветный зонтик»Детская поделка «Разноцветный зонтик» В небе тучка ой-ой-ой! Все бегут, спешат домой. Только, я один смеюсь, Черной тучки не боюсь, Не страшны мне дождь и гром. Я гуляю под.

Детская стенгазета ко Дню СмехаДетская стенгазета ко Дню Смеха Целый день мы веселились! Что такое, что случилось? А без юмора нельзя – С 1 апреля всех, друзья Мы читали книжки, сценки.

«Кокошник». Детская аппликация«Кокошник». Детская аппликация Приветствую всех гостей мой странички. На прошедшей неделе мы закрепляли у детей знания об одежде и знакомили с новой национальной, так.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детская агрессивность и ее причины
Опубликовано: 15 августа 2020 в 15:56
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД