Седова Наталья Владимировна
Опыт руководства детским познавательно-исследовательским проектом
▼ Скачать + Заказать документы
Детский познавательно – исследовательский проект: «Хочу всё знать!».
Описание материала:данная работа проводилась воспитанником подготовительной комбинированной группы "Ромашка": Андреем Д. ,в рамках подготовки и участие в городском конкурсе исследовательских детских работ "Маленький исследователь".
Публикация «Опыт руководства детским познавательно-исследовательским проектом» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Актуальность и значимость проекта: Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность. «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!».
Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Желание всё знать имеет много положительных сторон:
1. Расширение кругозора.
Чем шире наш кругозор, тем больше знаний у нас есть, тем проще мы осваиваем новые навыки и лучше понимаем наш мир и явления, что в нем происходят.
2. Получение жизненного опыта.
Благодаря открытости новым знания, методом проб и ошибок, мы учимся справляться с возникшими неприятностями.
3. Повышение трудолюбия.
Детская любознательность ведет к тому, что любое действие хочется совершать самостоятельно. Так как интересно, что из этого получится.
4. Положительные эмоции, которые поддерживают тягу к знаниям.
5. Неподдельное желание всё знать вызывает способность к самообучению. Именно любопытство толкает нас учиться лучше.
Цель: формирование у ребенка способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления ребенка об окружающем мире посредством различных методов исследовательской деятельности.
2. Воспитать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Развить связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать.
4. Развить наблюдательность, самостоятельность.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
Мотивация ребенка.
Определение цели и задач работы.
Анализ имеющихся условий для создания исследовательской среды.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Организация пространства для исследовательской деятельности ребенка дома.
2. Основной
Проведение работы по исследовательской деятельности
Самостоятельная практическая деятельность.
3. Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
Результатом реализации работы станет расширение представления ребенка о физических и химических свойствах окружающего мира, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, а также развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Методы исследовательской деятельности Андрея:
1. Экспериментирование.
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» (Конфуций).
Лучший способ познания законов химии, биологии и физики — это экспериментирование. Такой метод исследования как экспериментальная деятельность мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений
Дома мы часто выполняем эксперименты. Одни простые, другие сложные и требуют помощи взрослых. Но все они неизменно очень зрелищные: домашний вулкан, выращивание кристаллов, бомбочка для ванны, слайм, невидимые чернила, снег летом, червячки, серебряное зеркало.
Например, реакция серебряного зеркала — это красивое название химической реакции, результатом которой является выпадение тонкого слоя серебра на стенках того сосуда, где проходил процесс. Когда-то так и обрабатывались все поверхности, где нужен был зеркальный налет.
Андрей с папой нагревают пробирку, используя сухое горючее
2. Опыт.
Целью данного опыта мы поставили выявить факторы, которые помимо солнца и воды могут влиять на развитие растения.
Дома провели опыт с установкой тотема в горшок с домашней монстерой.
Андрей показывает на воздушные корни монстеры Манки, которые уже почти проникли в мох.
Для чего же нужен тотем?
Использование тотема позволяет растению, имеющему воздушные корни, получать дополнительную опору, необходимую для роста крупных листьев.
Из чего тотем состоит?
Тотемный столб состоит из цилиндра в виде пластиковой решётки. Внутри цилиндра из решётки находится мох сфагнум. Устанавливают тотем вертикально и производят посадку растения.
Какую же пользу несет это приспособление?
Воздушные корни просачиваются сквозь ячейки решетки и проникают во влажный мох, где происходит рост мелких корешков, питающих растение. Благодаря этому растение наращивает более мощный ствол и красивые здоровые листья.
3. Проектирование.
Работа по схемам, планам, моделям.
У Андрея очень высоко развит интерес к конструированию. Он стремится овладеть способами конструирования, экспериментирует, запоминает, понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен подбирать необходимый материал для определенной конструкции. Способность к творчеству и изобретательству постоянно возрастает.
4. Путешествие по карте. Наблюдения.
Этапы данного метода познания окружающего мира:
- обсуждение и выбор пункта назначения,
- обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;
- изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека.
До того, как был создан компас, люди научились ориентироваться на местности по признакам — подсказкам, которые дает сама природа.
Оказавшись в лесу, можно легко обнаружить расположение севера и юга по мху, веткам деревьев, пням, цветам, муравейникам.
Заключение
Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире.
Желание всё знать помогает в стремлении к интересным открытиям, в получении положительных эмоций, расширении общего кругозора и познании мира. Благодаря развитию любознательности, у ребенка формируется полное представление об окружающем, зарождаются творческие идеи, усиливается интерес к освоению новых знаний и умений.
Любознательные дети отличаются открытостью и коммуникабельностью, им всегда интересно общение, поскольку всегда и во всем они находят захватывающую информацию.
Проведя данную исследовательскую работу мы доказали, что познавательно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.
Наш познавательно – исследовательский проект: «Хочу все знать!» занял заслуженное первое место в нашем Дошкольном отделении МБОУ СОШ №12.
Презентация проекта перед городской экспертной комиссией.
Презентация: "Хочу всё знать!"
Слайд №1,2
Хочу всё знать!
Слайд №3
Как только я научился говорить, я начал засыпать всех вопросами. «Почему?» - это самый частый вопрос из них. Почему я хочу всё знать?
Слайд №4
Моё желание всё знать имеет положительную сторону:
я расширяю свой кругозор, чем больше у меня знаний, тем проще мне освоить новые навыки, понимать наш мир и явления, которые в нём происходят.
Слайд №5
Например, знания о живой природе и окружающем мире помогут мне отличить съедобные грибы от ядовитых
- сориентироваться в лесу
- и изучить его обитателей
Слайд №6
Моя природная любознательность ведет к тому, что я многое хочу делать самостоятельно.
Мне нравится изучать, как происходят химические превращения, а также проводить опыты самостоятельно.
Вместе с папой мы проводили опыт под названием «Серебряное зеркало», после которого пробирка покрылась серебром.
Слайд №7
Часто знания о физике это очень весело.
Благодаря старшему брату я знаю как приклеить шарик к голове без клея. Вот это чудеса! НО, это не чудо, а статическое электричество!
Слайд №8
Я обожаю учиться, а любопытство толкает меня к новым знаниям. Чтение – это кладезь новой информации.
Слайд №9
Я люблю механизмы и технику, так как это вызывает мой неподдельный интерес к техническим наукам и профессиям, повышает мою способность к творчеству и изобретательству.
Слайд №10
Я стремлюсь всё узнать о растениях и уходе за ними.
Разнообразные растения помогают мне познакомиться с такой наукой, как биология, понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.
Слайд №11
Я понаблюдал за растением с воздушными корнями, установил тотем (опору, рассмотрел, как пробуждаются воздушные корни и как растение становится день ото дня сильнее.
Слайд №12
Древний учёный Сократ сказал: «Если ты будешь любознательным, то ты будешь многознающим!»
Я полон творческих идей, открыт к общению с товарищами, природой и людьми и заинтересован в интересной, познавательной информации.
Слайд №13
А вы хотите всё знать?