Татьяна Щербинина
Детский познавательный проект «Красную речь любо слушать»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик Мария, 6 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Что значит – говорить правильно?
Откуда берется звук?
Учимся правильно дышать.
В гостях у веселого Язычка.
Это яркое, звонкое слово.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Я узнала, что много-много лет назад слово «красный» означало «красивый». Например, красна девица – молодая, красивая девушка. А красная речь – это значит правильная, чистая, ясная речь. Русскую народную пословицу «Красную речь – любо слушать» можно объяснить так: красивую речь приятно слушать.
Публикация «Детский познавательный проект „Красную речь любо слушать“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Когда я была чуть-чуть помладше, моя речь была невнятной и тихой. Я стеснялась спрашивать, отвечать на вопросы, потому что вместо слова «шапка» у меня получалось «сапка», а вместо «рука» - «лука». У меня не было друзей, а некоторые ребята даже дразнили неумейкой. Было очень обидно, поэтому я решила научиться говорить так, чтобы всем хотелось меня слушать. Тогда мама отвела меня на занятия к логопеду. Логопед – это учитель, который учит правильно говорить.
Гипотеза:
я думаю, что правильная речь помогает чувствовать себя увереннее и находить новых друзей.
Цель:
раскрыть значение правильной речи для общения.
Задачи.
1. Выяснить, что значит «правильная речь».
2. С помощью логопеда подобрать упражнения для развития правильного дыхания, произношения звуков и выразительности речи.
3. Собрать пословицы, поговорки о красивой речи.
Что значит – говорить правильно?
Я думаю, что «говорить чисто» - это говорить «без запинок», правильно произносить все звуки речи, не «проглатывать» окончания слов.
Откуда берется звук?
Татьяна Владимировна спросила у нас: «Умеем ли вы правильно дышать?». «Конечно, мы дышим постоянно, даже когда спим» - ответили мы. Но, оказывается, есть еще дыхание речевое, которое появляется в момент говорения, когда на выдохе появляется звук.
Проведем маленький эксперимент: приблизим руку ко рту и произнесем звук «б». Почувствовали, как струя воздуха коснулась ладони. Следовательно, на выдохе рождается звук; из нескольких звуков – звучащее слово, а далее фраза (из нескольких слов).
И все это можно произнести отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» или «бесцветно».
Я поняла, что от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность речи. А значит, необходимо научиться правильно дышать.
Учимся правильно дышать
Чтобы научиться правильно дышать, мы выполняем интересные упражнения.
«Свеча». Глубоко вдохнуть и медленно дуть на пламя свечи.
«Задуй свечу». Вдох, затем резко выдохнуть воздух: фу!
«Сдуй снежинку». Вдохнуть, выдохнуть, сдувая снежинку. Следить за тем, чтобы щеки не надувались.
«Подгони кораблик к берегу». Дуть на бумажные кораблики от одного «берега» до другого.
«Вьюга». Вдохнуть через нос, на выдохе долго произносить звук [у] - у-у-у.
«Тридцать три Егорки». Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Вдох через нос, на выдохе считаем: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
В гостях у веселого Язычка.
Рот – домик, губы – двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет веселый Язычок.
В произнесении звуков принимают участие все органы речи: язык, губы, зубы, мягкое небо, голосовые связки.
Например, когда мы произносим звук [а] - рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне рта, голосовые связки колеблются (это можно проверить, поднеся ладонь к горлу). А если губы округляем и вытягиваем трубочкой, язык поднялся к небу и отодвинулся назад – получился звук [у].
Я считаю, чтобы правильно выговаривать все звуки, губы и язык должны быть сильными и упругими. Для этого каждый день перед зеркалом выполняю разные занимательные упражнения.
Этот маленький дружок -
Твой Веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя.
Широко открою рот –
Получился бегемот.
Подражаю я слону –
Губы хоботком тяну.
Как веселые лягушки
Тянем губы прямо к
ушкам.
Это упражнение –
«Вкусное варенье».
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Я старательно выполняла речевую гимнастику и научилась выговаривать звуки Ш и Ж, Л, Р. Но это еще не все. Оказывается, звуки нужно закрепить, чтобы они навсегда остались в речи и не смешивались с другими.
Помогают в этом чистоговорки и скороговорки. Попробуйте повторить со мной!
Мишка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жук жуку жужжал: жу-жу,
Я с ежом давно дружу.
Проворонила ворона вороненка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Это яркое, звонкое слово!
Мы часто рассказываем друг другу интересные истории. Я думаю, чтобы ребятам было интересно слушать меня, надо говорить выразительно. Мы посмотрели в толковом словаре, что означает слово «выразительно». Это значит ярко, образно, заразительно, выражать свое отношение к тому, о чем идет речь. Оказывается это совсем непросто, поэтому нужно учиться выбирать правильный тон высказывания. В старину говорили: «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит».
Попробуем выполнить несколько упражнений. Например, предложение «Снег пошел» можно сказать по-разному.
(Спрашиваете, удивляясь -)
СНЕГ ПОШЕЛ (Радуйтесь -)
(Грустите, потому что не любите холод)
А еще полезно и увлекательно обыгрывать стихи, потешки, сказки, разыгрывать маленькие сценки.
В гостях у королевы
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
(С. Маршак)
Встреча в лесу
- Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я повзрослела и стала лучше говорить. Конечно, иногда я еще стесняюсь, но уже не так сильно. Мне кажется, что работать над своей речью нужно всегда, и тогда все будет хорошо! Сейчас у меня много друзей в группе. Но совсем скоро я пойду в школу, а там будет немало новых знакомств. Надеюсь, что все мои знания и умения помогут мне учиться и дружить.
А еще Татьяна Владимировна рассказала нам вот о чем. Чтобы быть приятными собеседниками, нужно соблюдать речевой этикет. Это правила о грамотном речевом поведении. Я решила побольше узнать об этом и учиться этикету.