МААМ-картинки

Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет

ольга бакланова
Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 лет

(за основу взята тестовая методика младших школьников Т. А. Фотековой; тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова; методики Е. В. Колесниковой; В. П. Глухова)

По словам Александра Асмолова:

«Формула стандарта: от диагностики

контроля, от диагностики селекции к

диагностике развития ребенка и

Публикация «Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет» размещена в разделах

определения совместно со взрослым

его зоны ближайшего развития».

При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка. Перед началом диагностики логопеду необходимо познакомиться с документами: анамнестическими сведениями о ребенке, заключениями специалистов (если таковые имеются, характеристикой ребенка, составленной воспитателем, заключением ТПМПк. Побеседовать с родителями для выявления причин нарушения, а также возникновением трудностей в развитии ребенка, которые привели их к логопеду.

В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако, чтобы понять структуру дефекта, первичные нарушения, если таковые имеются, то может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме. Такую форму обследования можно будет сравнить в виде графиков и увидеть динамику речевого развития ребенка в результате коррекционного воздействия.

Методика поможет в работе молодым специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, педагогам. Она предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.

1) развита достаточно/сформирована – 3б

2) в пределах нормы/на стадии формирования – 2б

3) развита недостаточно/на начальной стадии формирования – 1б

4) не развита/не сформирована – 0б

Логопед проводит обследование в спокойной и доброжелательной обстановке с помощью наглядного и игрового материала. Педагог следует инструкциям и предлагает ребенку выполнить задания. Полученные данные заносит в таблицу. После завершения обследования таблица подсчитывает данные и можно составить график или диаграмму.

Состояние артикуляционной моторики:

1)Выполняет основные артикуляционные движения губами («Трубочка», «Улыбка», языком («Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок»). Длительность выполнения движений и темп движений в норме.

2)Движения замедленные. Трудность в нахождении артикуляционной позы. Объем движений языка полный. Замены движений не отмечаются.

3)Движения выполняет с трудом, наблюдается тремор. Трудность в удержании артикуляционной позы. Синкенизии, саливация.

4)Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка неполный. Тонус вялый. Синкенезии, отмечаются замены движений.

Звукопроизношение

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови»

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;

1 балл – допускает ошибки и в словах;

0 баллов – речь невнятная, диагностика не возможна.

начало середина конец 4 5 6

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

Й

Т

Т’

В

Вь

Ф

Фь

М

Мь

Н

Нь

Х

Хь

Б

Бь

П

Пь

Слогозвуковая структура

Инструкция: «Давай поиграем: я буду говорить тебе слова. Повторяй»

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;

1 балл – допускает ошибки и в словах;

0 баллов – речь невнятная.

4 года

Ребята слепили снеговика.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

5 лет

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6 лет

Экскурсовод проводит экскурсию.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Фонематические представления

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить разные звуки, а ты повторяй за мной. Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

(Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности о слове, слоге, звуке, ударении (без определения, о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, о выразительных средствах речи).

Оценка:

3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла – неправильно воспроизводит 1-3 столбика слогов, но исправляется после повтора слогов;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов и не может исправиться после повтора;

0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.

Дифференциация звуков:

С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С

Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б

Т-Д К-Х Ы-И

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та са-ша

ба-па___да-та-та

за-жа да-та ка-га-га

ла-ра га-ка

кот - год – кот бочка – почка том – дом – ком

усы – уши лак – рак

гора – кора

• Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована бочка, а теперь ту, на которой нарисована почка». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.

• Определение наличия заданного звука в слове.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова, если в слове услышишь р-р-р-р-р, хлопни в ладоши». Рак, корова, волк, ракета, облако, тыква.

• Выделение ударного гласного звука в начале слова (с 6-ти лет).

Инструкция: «Назови первый звук в слове «А-а-а-аня», Ко-о-от, и т. д.»

Выделение звука из ряда слов: мак, дом, кот

• Отобрать (показать) картинки, в которых есть заданный звук (с 5-ти лет) : «Б»

• Выделение первого звука в слове (с 4-х лет) :

Алик___утка Оля эхо

• Выделение последнего звука в слове (с 5-ти лет) :

Пух мука нос луна _ шары кот

• Назови все звуки в слове (с 6-ти лет) МАК ___

Инструкция: сколько всего звуков в слове «МАК»? Какой первый, второй, последний?

• Составь слово из звуков (с 6-ти лет) Д О М ___

Инструкция: Послушай и назови, какое слово я загадала? Д О М

• Называние слов на заданный звук (с 6-ти лет)

Инструкция: Послушай. Я умею придумывать слова на со звуком И: Инна, Ира, игрушка, ива. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком А.

Грамматический строй речи

Образование множественного числа имен существительных:

4 года

5 лет

6 лет

Образование уменьшительно-ласкательных форм:

4 года

5 лет

6 лет

Согласование существительных с числительными:

4 года

5лет

6лет

Префиксальное словообразование:

Шл пришел Едет приехал летел прилетел___

Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в)

Откуда я достала карандаш? (из) Где лежит книга? (под, над)

Откуда я достала книгу? (из-за) Где находится книга (между)

Словарь

Объяснить значение слов:

Холодильник -

Листопад - Пылесос - Винегрет - Спица -

Назвать части предметов и показать их:

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка

Стул: сиденье, спинка, ножки

Машина: кабина, кузов, колса, стекло, сиденье, руль

Уровень обобщений (с 4-х лет) :

Яблоко, персик, груша, банан

Помидор, огурец, свкла, лук:

Кукла, кубики, машинка, юла:

:

(с 5-ти лет) :

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка:

Шкаф, стол, диван, кресло:

Корова, коза, свинья, лошадь:

Комар, муха, кузнечик, бабочка:

Медведь, заяц, лиса, ж:

Петух, индюк, утка, гусь:

(с 6-ти лет)

Воробей, ворона, сорока, голубь:

Автобус, троллейбус, поезд, самолт :

• Детныши / (птенцы) :

(с 4-х лет) Коза (козленок, свинья (поросенок, утка (утенок, кошка (котенок)

(с 5-ти лет)Корова (теленок, курица (цыпленок, лиса (лисенок, заяц (зайчонок)

(с 6-ти лет)

Лошадь (жеребенок, собака (щенок, индюк (индюшонок, еж (ежонок)

Овца (ягненок, медведь (медвежонок, волк (волчонок, белка (бельчонок)

• Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой?

Платье какое?

Лиса какая?

Ёж какой?

Чай какой?

Цветы какие? ___

Подбор антонимов:

широкий - сухой -

длинный - высокий -

прямой - большой -

веслый - молодой - светлый - больной -

Образование притяжательных прилагательных:

чей хвост? чья морда? чей дом?

Образование прилагательных от имен существительных:

Матрешка из дерева -

Сумка из кожи -

Ручка из пластмассы - Стакан из стекла - Со

Варенье из вишни -

Сапоги из резины - Дом из кирпича -

• Что делает?

Повар

Врач

Почтальон

Учительница

Строитель

Водитель

• Кто как голос подает?

утка собака кошка

гусь корова свинья петух мышь лягушка

Согласование прилагательных с существительными:

Связная речь

4 года

Составление по картинке простых предложений 5 лет

Составление рассказа по сюжетной картинке

(с 6-ти лет) Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Логопедическое заключение

___

Дата:___ Подпись:___(___)

Использованные источники:

- Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова, «Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет». СПб. : КАРО, 2012. -72с. -(Серия «Мастер-класс логопеда»). Санкт-Петербург

- Н. В. Нищева, Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013 г. ;

- В. П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» - М: «Аркти», 2004

- Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2010 г.

- Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2011г.

- интернет источник LogoPortal.ru.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Характеристика речевого развития детей от 2 до 7 лет» Речевое развитие детей 2-3 лет Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить.

Диагностическая карта ребенка Педагогическая диагностика Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка.

Диагностический инструментарий для обследования уровня сформированности графомоторных навыков у детей Диагностический инструментарий для обследования уровня сформированности графомоторных навыков детей Цель: определить уровень сформированности.

Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: Исследование грамматического строя языка. Цель: Определить уровень сформированности.

Диагностика уровня речевого развития детей. Исследование лексического строя речи детей старшей группы Диагностика уровня речевого развития детей. Тема:Исследование лексического строя у детей старшей группы. 1 Исследование активного словаря.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); - автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; - расширять,.

Ментальная карта  как средство речевого развития дошкольников «Времена года»Ментальная карта  как средство речевого развития дошкольников «Времена года» Цель: систематизировать и расширять знания детей о времени года. Задачи: Образовательные: - Закреплять у детей знания о временах года,.

Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни 1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития.

Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.

Страничка для родителей «Особенности речевого развития детей 5–6 лет» ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Пятилетние дети воспроизводят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет
Опубликовано: 31 января 2019 в 11:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД