Папки-передвижки

Диагностические методики для изучения специфики восприятия и общения детей

Ксения Снитко
Диагностические методики для изучения специфики восприятия и общения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Методика «Волшебная страна чувств»

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.

Время работы: 25 мин.

Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.

Публикация «Диагностические методики для изучения специфики восприятия и общения детей» размещена в разделах

Алгоритм работы.

Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и о том, как помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.

Инструкция к действию:

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом.

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

Инструкция: Покажи им, где их домики.

Шаг 3. Ребенку говорят:

Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,

неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:

• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;

• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;

• руки - символизируют коммуникативные функции;

• тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.

Тест «Кактус» М. А. Панфилова

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4, карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

4. У кактуса есть соседи?

5. Какие растения его соседи?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

• Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

• Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

• Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм: использование ярких цветов.

Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность: изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

Диагностические методики направленные на изучение личности ребенка в условиях коммуникации.

Методика «Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося»

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.

Метод : наблюдение.

Инструкция: мониторинг рассчитан на учащихся 1-6-х классов и проводится в конце каждого года обучения.

Учителям предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика («В» - высокие, «С» - средние, «Н» - низкие) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу:

Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"

Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

Методика "Цветик-семицветик"

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мульти- диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т. п., нравственные (иметь животных и ухаживать за ними, познавательные (научиться чему-то, стать кем-то, разрушительные (сломать, выбросить и т. п.).

Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики :

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда. ", "Больше всего я огорчаюсь, когда. ".

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т. д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Диагностические методики направленные на изучение детских коллективов.

«Все мы чем-то похожи»

В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра или брат.»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка.»; «Любимый цвет каждого из нас - синий.»; «У каждого из нас мама ходит на работу.»; «Мы все очень любим макароны.»; «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает.»; «В каникулы мы все любим ездить на море.» и так далее. У вас есть 15 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:

• Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?

• Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

• Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

• Как вы работали в своей команде?

• Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

• Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?

«Вот я какой!» (изучение интересов)

Эта игра превосходно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С каким взрослым тебе интереснее и легче общаться?».

Материалы:

Каждому ребенку нужен экземпляр анкеты «Вот я какой!»

Инструкция:

Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анкета «Вот я какой!»

1. Меня зовут

2. Мне лет

3. У меня глаза

4. У меня волосы

5. Улица, на которой я живу, называется

6. Моя любимая еда

7. Мой любимый цвет

8. Мое любимое животное

9. Моя любимая книга

10. Моя любимая телепередача

11. Самый прекрасный фильм, который я видел

12. Я люблю в себе

13. Моя любимая игра

14. Моего лучшего друга зовут

15. Страна, в которую я хотел бы съездить

16. Лучше всего я умею

17. Моих братьев и сестер зовут

18. Самая главная моя цель

Анализ упражнения:

• С кем из детей у тебя больше всего общего?

• Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

• На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

Диагностическая методика “День рождения”

Педагог просит учащихся группы пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому учащемуся в ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на занятии.

Публикации по теме:

Диагностические задания по программе «Детство» в младшей группе Раздел «Ребенок открывает мир природы»I.Уровень знаний ребенка о деревьях, кустарниках, травянистых растениях Дидактические игры, упражнения,.

Дидактическая игра-бродилка для изучения счета на немецком языке «Золушка» для детей 6–7 летДидактическая игра-бродилка для изучения счета на немецком языке «Золушка» для детей 6–7 лет Всем давно известна сказка "Золушка". Эта сказка служит путеводителем для наших детей на протяжении всего изучения иностранного языка (немецкого).

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет»Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет» Актуальность. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас,.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностические методики для изучения специфики восприятия и общения детей
Опубликовано: 10 марта 2024 в 10:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностические методики для изучения специфики восприятия и общения детей» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Снитко (УИ 1415157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД