Ольга Гулецкая
Диагностика и мониторинг физкультурно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки
▼ Скачать + Заказать документы
Данная авторская разработка по диагностике и мониторингу Физкультурно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки будет интересна и полезна инструкторам по физкультуре, заведующим, медицинским работникам и методистам ДОУ. Особенно интересна данная разработка в ДОУ, где проводится активная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Публикация «Диагностика и мониторинг физкультурно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мониторинг
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Оценка эффективности реализации программы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Ожидаемые результаты.
Требования к уровню подготовки занимающихся к концу года:
Знания:
Ребенок должен знать параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Также должен уметь ответить на вопрос, почему необходимо следить за осанкой и правильной постановкой стопы.
Навыки и умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала; соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений; ходить на носках, на наружных сводах стопы; ходить в различных И. П. ; бегать в медленном темпе; выполнять упражнении с гантелями, с обручами, палками, мячами и т. д., а также без предметов; ходить с предметом на голове; выполнять упражнения для мышц брюшного пресса и спины, отжиматься от скамейки, выполнять упражнения для развития гибкости; выполнять перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И. П. ; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др. Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на занятии.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие, настойчивость, двигательная память, воображение.
Если ребенок занимается больше года, то соответственно совершенствует все эти качества, навыки и умения.
Методы исследования.
Для определения динамики эффективности проводимых занятий и уровня физического развития занимающихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
- метод педагогического наблюдения;
- тестирование;
- медицинский контроль.
Метод педагогического наблюдения.
Наблюдая в ходе занятий за детьми, инструктор обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Тестирование.
Динамику развития физических качеств дошкольников позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год - в сентябре, перед началом цикла занятий и в мае – после прохождения программы.
Тестирование осанки:
Оценивается уровень развития физических качеств – ребенку предлагается пройти проверочные тесты, определяющие:
• гибкость позвоночника;
• силы мышечных групп спины;
• силы мышечных групп живота;
• силы мышечных групп плечевого пояса;
Мышцы, задействованные в проверочных тестах, являются основой мышечного корсета, который удерживает осанку в правильном положении.
Все данные тестирования заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся, в том числе правильность формирования осанки и свода стопы помогает определить медицинский контроль.
Диагностирование осанки.
Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой. Оценивается прямота позвоночника: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.
Также определяется:
• одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;
• одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;
• симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;
• физиологические изгибы позвоночника - при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.
Диагностика свода стопы.
1. Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе - походка должна быть правильной, не косолапой, без характерного «загребания», с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы. Оценивается обувь ребенка - при плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.
2. Оценка отпечатка стоп – проводится совместно с медсестрой с помощью плантографа. Оценивается наличие отклонения от отпечатка нормальной стопы в сторону уплощения или вальгусной стопы в соответствии с возрастом ребенка.
Данные медицинского контроля заносятся в специальную карту (см. Приложение 2).