Лучший педагог года

Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы. Первый раздел

Надежда Иоселева
Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы. Первый раздел

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ АОП ДО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Разработана учителем - дефектологом Н. В. Иоселевой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из наиболее важных направлений коррекционной деятельности является осуществление контроля за усвоением обучающимся с нарушениями зрения Адаптированной образовательной программы дошкольного воспитания (далее по тексту – АОП ДО) на основе фиксации динамики детского развития.

Публикация «Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы, Первый раздел» размещена в разделах

Целевыми ориентирами для педагогической диагностики служат планируемые результаты реализации АОП ДО для слабовидящих и обучающихся с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием). На их основе составляются параметры диагностического обследования дошкольников с нарушениями зрения (Приложение №1).

Целью осуществления контроля за успешностью обучения детей является определение сформированности знаний, умений и навыков, что позволит построить педагогический процесс с учетом развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Диагностика представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка. Она направлена на обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода для всестороннего развития ребенка при построении коррекционно-образовательного процесса.

Принципы построения системы: законности, научности, этичности, оптимальности.

Особенности построения системы фиксации динамики детского развития.

Диагностическое обследование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится индивидуально в подготовительной к школе группе три раза в год: в сентябре, январе и апреле.

Диагностическое обследование определяет сформированность знаний, умений и навыков развития ребенка по следующим разделам АОП ДО:

• «Развитие зрительного восприятия»;

• «Развитие ориентировки в пространстве»;

• «Социально-бытовая ориентировка»;

• «Развитие мелкой моторики, координации рук и глаз».

Результаты диагностического обследования отражают эффективность коррекционно-образовательного процесса. На основе полученных данных подбираются технологии педагогического воздействия, соответствующие развитию каждого ребенка.

Структура диагностического обследования.

Педагогическая диагностика осуществляется через наблюдения, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации в игровой форме.

Учитель-дефектолог заносит данные в индивидуальную диагностическую карту ребенка (Приложение №2, а затем в сводные таблицы по разделам АОП ДО с составлением таблиц, диаграмм (Приложение №3).

По итогам диагностического обследования для каждого воспитанника учителем-дефектологом составляются направления, план индивидуальной коррекционной работы (Приложение №4). Это дает возможность проследить динамику развития каждого ребенка. По результатам диагностики группы учителем-дефектологом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями для участников образовательных отношений.

Критерии оценки знаний, умений, навыков:

- знания, умения, навыки сформированы. Ребёнок отвечает правильно;

- знания, умения, навыки частично сформированы. Ребенок допускает ошибки методом проб и ошибок;

- знания, умения, навыки не сформированы. Ребёнок не отвечает. Решает задачу методом слепых проб и ошибок.

I раздел. Исследование развития зрительного восприятия ребёнка

Цель:

• определить уровень представлений детей о признаках предмета: цвет, форма, величина, пространственное положение;

• умение сличать различное изображение с реальным предметом.

Коррекционная цель:

• развивать скорость и полноту зрительного обследования;

• формировать зрительно – двигательные умения обследовать предметы планомерно и целенаправленно.

Воспитательные задачи:

• развивать познавательный интерес к окружающему миру;

• сосредоточенность, любознательность, внимание;

•умение слушать педагога, товарищей.

Перечень параметров исследования:

1. Умение различать основные цвета и оттенки.

2. Умение группировать предметы по форме.

3. Умение группировать предметы по величине.

4. Умение группировать предметы по цвету.

5. Умение группировать предметы по пространственному положению.

6. Умение группировать предметы по материалу.

7. Зрительно анализировать величину предметов (ширина, длина, высота).

8. Сличать размер предметов с помощью условной мерки.

9. Составлять предмет из деталей.

10. Умение создавать узор, композицию из мозаики.

11. Умение создавать из геометрических фигур узоры, предметы, сложные геометрические фигуры.

12. Умение читать иллюстрации (заслонённость, зашумлённость, перспектива).

13. Умение сличать изображение по принципу сходства и различия.

14. Умение ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния.

15. Умение словесно обозначать пространственное положение предметов на микро - макроплоскостях.

16. Умение выполнять задания на ориентировку в пространстве с отчётом от себя, товарища, других предметов.

17. Умение пользоваться оптическими средствами: лупой, биноклем, линзами.

Диагностические задания для определения сформированности знаний, умений и навыков у ребёнка по разделу "Развитие зрительного восприятия».

Параметр исследования №1. Умение различать основные цвета и оттенки.

Дидактическое упражнение «Назови такие же предметы по цвету».

Материал: круги разного цвета:

Для ребёнка 6-ти лет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, розовый, бордовый, малиновый цвета.

Для ребёнка 7-ти лет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, розовый, бордовый, малиновый, серый, сиреневый, лиловый цвета.

Развивающая среда: интерьер группы.

Ход исследования.

Педагог раскладывает перед ребенком круги и просит назвать их цвет, а затем назвать предметы определенного цвета, находящиеся в группе.

Параметр исследования №2. Умение группировать предметы по форме.

Дидактическая игра «Подбери предмет такой же формы».

Материал: геометрические формы, карточки с изображением предметов.

Содержание диагностического задания:

Педагог просит подобрать к геометрическим образцам карточки с изображением нужной формы, а затем назвать предмет такой же формы в окружающей обстановке.

Параметр исследования №3. Умение группировать предметы по величине.

Глазомерная оценка предметов и предметных изображений.

Материал: набор предметов разной величины.

Ход исследования.

Педагог предлагает показать заданный по величине предмет такой же, больше или меньше.

Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: 5-10 дорожек разной длины и ширины, теннисный шарик.

Содержание диагностического задания:

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. Покажи длинную дорожку (короткую). Что можно сказать о ширине дорожек?

Покажи широкую дорожку (узкую). Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Параметр исследования №4. Умение группировать предметы по цвету.

Дидактическое упражнение «Найди одинаковые предметы по цвету».

Материал: круги разного цвета:

Для ребёнка 6-ти лет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, розовый, бордовый, малиновый цвета.

Для ребёнка 7-ти лет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, розовый, бордовый, малиновый, серый, сиреневый, лиловый цвета.

Развивающая среда: интерьер группы.

Ход исследования.

Педагог предлагает назвать предметы определенного цвета, находящиеся в группе.

Параметр исследования №5. Умение группировать предметы по пространственному положению.

Дидактическое упражнение «Что, где находится?»

Развивающая среда: интерьер группы, спальни, приемной комнаты.

Ход исследования.

Педагог просит назвать ребёнка, что находится от него справа (слева, впереди, за спиной).

Параметр исследования №6. Умение группировать предметы по материалу.

Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Развивающая среда: интерьер группы.

Ход исследования.

Педагог просит ребёнка назвать предмет, а затем из чего он сделан.

Параметр исследования №7. Зрительно анализировать величину предметов (ширина, длина, высота).

Дидактическое упражнение «Найди предмет».

Материал: предметные изображения разной величины 5(10) размеров по длине, ширине, высоте, толщине.

Ход исследования.

Педагог просит ребенка посмотреть на картинки и найти указанный по величине предмет.

Параметр исследования №8. Сличать размер предметов с помощью условной мерки.

Дидактическое упражнение «Сравни предмет».

Материал: набор предметов разной величины для сравнения по одному, нескольким признакам.

Для ребёнка шести лет - по одному признаку сравниваются пять предметов, два предмета – по трём признакам.

Ход исследования.

Педагог предлагает показать заданный по величине предмет такой же, больше или меньше. Сравни предметы по величине с помощью условной мерки.

Параметр исследования №9. Составлять предмет из деталей.

Дидактическое упражнение «Составь предмет».

Материал: лист с фрагментами предмета. Картинка с чёткими контрастными изображениями фруктов, овощей, животных, разрезанная на 8 частей равных частей по вертикали, горизонтали. Усложнение – можно предложить детям изображение, разрезанное на части, различные по величине.

Ход исследования.

Посмотри на части предмета, попробуй составить целый предмет без опоры на образец.

Параметр исследования №10.Умение создавать узор, композицию из мозаики

Дидактическое упражнение «Узор (картинка) из мозаики».

Материал: мозаика

Ход исследования.

Педагог просит выложить узор (картинку) по желанию ребёнка.

Параметр исследования №11.Умение создавать из геометрических фигур узоры, предметы, сложные геометрические фигуры.

Дидактическое упражнение «Узор (картинка) из геометрических фигур».

Материал: различные геометрические фигуры, картон разный по цвету, форме.

Ход исследования.

Педагог просит выложить узор, картинку, сложную геометрическую фигуру по желанию ребёнка.

Параметр исследования №12.Умение читать иллюстрации (заслонённость, зашумлённость, перспектива).

Дидактическое упражнение «Угадай кто (что) там?».

Материал: иллюстрации с заслонёнными, зашумлёнными, удалёнными изображениями.

Ход исследования. Ребёнок рассматривает предметы, расположенные на удалении, определяет разницу в их величине, рассказывает об этом. (Аналогично с заслонёнными, зашумлёнными изображениями).

Параметр исследования №13.Умение сличать изображение по принципу сходства и различия.

Дидактическое упражнение «Найди сходства и различия у картинок».

Материал: парные картинки.

Ход исследования. Ребёнок рассматривает предметы, определяет их сходства и различия.

Параметр исследования №14.Умениеориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния.

Дидактическое упражнение «Разведчик».

Ориентировка с помощью слуха.

Материал: колокольчик, бубен.

Ход исследования. Иди на звук колокольчика, бубна.

Ориентировка с помощью обоняния.

Развивающая среда: помещение детского сада.

Ход исследования. Определи по запаху, какое помещение находится за этой дверью (кухня, медицинский кабинет). Почему ты так решил?

Ориентировка с помощью осязания.

Развивающая среда: помещение детского сада, повязка для глаз.

Ход исследования. Ребёнку предлагается потрогать стену, пол, стол, дверь. Затем ребёнку завязывают глаза и просят определить, около чего он находится. Как ты догадался?

Параметр исследования №15.Умение словесно обозначать пространственное положение предметов на микро - макроплоскостях.

Дидактическое упражнение «Расскажи, где стоит…».

Развивающая среда: интерьер группы, удалённые предметы, предметный рисунок.

Ход исследования. Играющий рассматривает предмет, расположенный на удалении, определяет его местоположение, рассказывает об этом. (Аналогично по рисунку).

Параметр исследования №16.Умение выполнять задания на ориентировку в пространстве с отчётом от себя, товарища, других предметов

Дидактическое упражнение «Назови где?».

Развивающая среда: интерьер группы, удалённые предметы.

Ход исследования. Играющий рассматривает предметы, расположенные на удалении, называя что от предмета впереди, сзади, справа, слева, выше, над тобой, ниже, под тобой.

Параметр исследования №17. Умение пользоваться оптическими средствами: лупой, биноклем, линзами.

Дидактическое упражнение «Игра с биноклем».

Материал: удалённые предметы, бинокль, очки, лупа.

Ход исследования. Играющий держит у глаз бинокль, рассматривает предметы, расположенные на удалении, определяет разницу в их величине, рассказывает об этом.

(Продолжение следует)

Публикации по теме:

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Фотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группыФотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы Фотоотчет «LEGOконструктор – первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы. Успех системе дошкольного.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Использование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зренияИспользование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зрения В рамках проекта «Доступная среда» нашему детскому саду, для детей с нарушением зрения были подарены удивительные книги. Удивительные.

Конспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова» для детей с нарушениями зрения средней группыКонспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова» для детей с нарушениями зрения средней группы Конспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова». Цель: обогащение представлений детей о хлебобулочных изделиях. Задачи: • продолжать.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика освоения Аоп до для обучающихся с нарушениями зрения подготовительной к школе группы. Первый раздел
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 08:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД