Лучший педагог года

Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта

Елизавета Шабдарова
Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта

Умение правильно строить свою речь, правильно и грамотно строить предложения является залогом общения и дает возможность понятно донести свою мысль до окружающих. Несформированность такой стороны речи как грамматический строй речи, а в частности такая её часть как синтаксис приводит к проблемам связанным с обучением языку, так как нарушается процесс порождения и воспроизведения речевого высказывания, его формально-лингвистической и содержательной структуры.

Публикация «Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя происходить только при определенном уровне когнитивного развития и при участии такого фактора развития грамматического строя языка как анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.

В современном мире перед педагогом стоит большая задача заключающаяся в выявлении отклонений от нормального развития грамматического строя речи и понимание закономерностей становления речи в норме и патологии. Это связано с возрастной закономерностью нервной деятельности ребенка и сложностью грамматической системы русского языка. В связи с чем грамматический строй формируется постепенно. Поэтому при обнаружении речевых отклонений у детей, необходимо начинать логопедическую работу как можно раньше.

Недоразвитие у детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов приводит к нарушению грамматического строя речи.

В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим, одним из актуальных вопросов логопедии является проблема нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Нарушения интеллекта являются, результатом органического поражения головного мозга и представляют собой специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничивается определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Дети с нарушениями интеллекта характеризуются нарушением правильного формирование познавательных, психических процессов, ухудшением восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи. Таким детям трудно социально адаптироваться и проявлять интерес к какой-либо деятельности. У многих из них нарушается физическое развитие, появляются проблемы с артикуляцией, двигательной моторикой.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерны трудности при запоминании и усвоении учебного материала. И даже однообразные, многократные повторения не улучшают продуктивность запоминания.

Мышления умственно отсталого ребенка характеризуется слабой способность к обобщению, трудностью в понимании смысла любого явления, для таких детей характерно наглядно-действенное мышление, что приводит к не понимают простых текстов, которые содержат причинные, временные зависимости, опусканию главных частей при пересказе текста, изменение смысловой последовательности событий, трудности в установлении причинно-следственных связей.

У детей с интеллектуальными нарушениями имеется существенное преобладание пассивного словаря над активным, Словарный запас таких детей беден и ограничивается обиходно-бытовой тематикой, преобладают существительные с конкретным значением. Такие дети понимают значительно большее количество слов, чем сами употребляют в своей речи. Некоторые грамматические категории, например такие которые обозначают абстрактные понятия, не употребляются в речи этими детьми. Так же вызывает затруднение подбор обобщающих слов и понятий например таких как мебель, посуда, обувь, одежда. Такие грамматические категории как причастия, сложные предлоги, наречия, деепричастия, подчинительные союзы не употребляются в речи вовсе или употребляются очень редко и в большинстве случаев с ошибками. Что приводит к большим трудностям при выполнении заданий по распространению простых предложений.

Активный словарь характеризуется отсутствием многих глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). При описании предмета используется лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый, величину (большой, маленький, вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный-короткий», «толстый-тонкий» и т. д. используются очень редко, что является следствием трудности дифференциации, различения, как самих предметов, так и их обозначений. Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесенность» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета.

Анализ предложений, используемых детьми с нарушениями интеллекта, свидетельствует, что чаще всего они употребляют в самостоятельной речи простые малораспространенные предложения (Кукла хочет спать) или двусложные фразы (Дай пить, Возьму стул). При этом в большинстве случаев отмечалось отсутствие согласования между словами, либо нарушение грамматической формы слов (Мама ехает).

При составлении рассказов о наблюдаемом предмете или по картине, или по серии картинок дети испытывают трудности и им требуется помощь педагога. Как правило, они могут определить последовательность картинок только с помощью взрослого и вслед за ним повторять фразы. Школьники с нарушением интеллекта могут пересказать текст либо, повторяя за педагогом, сказанные им фразы, только отвечая на вопросы взрослого, нуждаясь при этом в помощи при построении фраз.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод о несформированности понятий о предложении, умении выделять предложения в тексте с использованием знаков препинания, о неумении расставлять слова в правильной синтаксической конструкции, о неумении распространять предложения, отвечать на вопросы по предложению, задавать вопросы к членам предложения.

Во всем этом можно убедиться и проведя диагностику обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием методики М. П. Воюшиной, Лалаевой Р. В., которая основывается на психолингвистическом подходе и использует модифицированные методы описанные в работах Т. В. Ахутиной, А. Р. Лурия, Н. В. Серебряковой, Е. Ф. Соботович и др. и включает в себя следующие задания:

1. Определи границы предложений.

Цель: Выяснить, умеют ли дети определять границы предложений в тексте.

Шёл урок дети писали диктант они писали слова и предложения

Дети пускали змея он упал на крышу там спал кот кот испугался и убежал

Выявленные результаты свидетельствует о несформированности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения выделять предложения в тексте с использование знаков препинания.

Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что у всех детей плохо сформировано понимание о предложении.

2. Составь предложения из данных слов.

Цель: Выяснить, умеют ли дети составлять предложения из предложенных слов.

кормит, Нина, куклу, супом, вкусным

у, клюве, в, дятла, шишка, была

Выявленный результат свидетельствует о несформированности обучающихся составлять предложения из данных слов, расставляя их в правильной синтаксической конструкции.

3. Дополни предложения.

Цель: Выяснить, умеют ли дети распространять предложения.

Уходит лето…

Появились листики…

Птицы готовятся…

Выявленный результат продемонстрировал достаточно хороший уровень сформированности умения распространять предложения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

4. Прочитай текст.

Цель: Выяснить, умеют ли дети отвечать на вопросы, поставленные к предложению.

В доме жил ёжик. Он был ручной. Ёжик гулял в саду. Он бегал по дорожке и ловил жуков.

Ответь на вопросы.

Где жил ёжик?.

Каким он был?.

Где гулял ёжик?.

Что ёжик делал в саду?.

Выявленный результат свидетельствует о сформированности обучающихся умения отвечать на вопросы, поставленные к предложению. Проанализировав полученный результат, можно констатировать, что у обучающихся сформировано умение отвечать на вопросы к предложению.

5. Запиши вопрос в скобках к членам предложения

Цель: Выяснить степень сформированности умения задавать вопросы к членам предложения.

….) В пруду раскрылись белые лилии.

Дикая утка вывела из осоки ….) утят.

Над водой летают ….) белые и синие стрекозы.

Каждое задание оценивалось по бальной системе:

0 ошибок – 3 балла (высокий уровень сформированности)

1-2 ошибки – 2 балла, (средний уровень сформированности)

3-4 ошибки – 1 балл (низкий уровень сформированности)

Невыполненное задание – 0 баллов (умения не сформированы)

Выявленный результат свидетельствует о несформированности у обучающихся умения задавать вопросы к членам предложения, к таким как дополнение, обстоятельство, определение.

Проведенная диагностика даёт нам представление о том, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не в достаточной мере сформирован синтаксический строй речи. Результаты исследования показали, что дети умеют работать с текстом, но они не видят границы предложений, не умеют задавать вопросы к предложениям, так же не сформировано умение составлять предложения из предложенных слов в нужной грамматической конструкции.

Публикации по теме:

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта
Опубликовано: 18 мая 2021 в 10:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД