Получи документы

Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5–6 лет (учителем-дефекологом)

Ольга Разова
Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5–6 лет (учителем-дефекологом)

3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)

2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)

1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрасту)

Количество и счет

Методика изучения уровня сформированности количественных представлений (Методика «Посчитай»).

Цель: выявление уровня развития количественных представлений, умения ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Публикация «Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5–6 лет (учителем-дефекологом)» размещена в разделах

Стимульный материал : пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут 15 палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант (устная задача) : «В коробке лежало 4 карандаша. Из них два карандаша красных, остальные синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводят обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось два шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка результатов:

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5: умение решать устные задачи.

Высокий уровень : ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитываем палочки в пределах 5; выполняет счетные операции по представлению в пределах 5 зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах 5 – 3 балла.

Средний уровень : ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах 5 действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах 3; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек – 2 балла.

Низкий уровень : ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить количество только в пределах 3 из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах 3; устные задачи не решает – 1 балл.

Ориентация в пространстве

Методика изучения восприятия пространства:

Цель: изучения восприятия пространства.

Процедура проведения: «Покажи, что находится от тебя слева, справа, вверху, внизу? Покажи на себе левое ухо, правый глаз, левую руку, правое колено. Покажи правую ногу у куклы. В какой руке я держу карандаш? Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, ближе от тебя».

Оценка результата:

Возрастные нормативные показатели: в 5 лет ребенок употребляет множественные предлоги в самых разнообразных значениях, показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. В 6 лет обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам.

Высокий уровень : ребенок показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. Обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам – 3 балла.

Средний уровень : ребенок правильно показывает направления от себя, но затрудняется в обозначении словами направления – 2 балла.

Низкий уровень : ребенок выполняет словесные задания с предлогами, затрудняется в их употреблении, понимании слов «слева – справа» – 1 балл.

Ориентация во времени

Методика изучения восприятие времени: (Методика «Беседа по вопросам»)

Цель: изучение восприятия времени.

Стимульный материал :

1. Сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждой части суток (утро, день, вечер, ночь);

2. Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Процедура проведения: педагог просит ребенка:

1. Покажи на картинке: утро-вечер, день-ночь. Назови части суток по порядку.

- Как называются части суток, которые прошли?

- Как называются сутки, в которых мы живем в настоящее время?

- Как называются сутки, которые скоро наступят?

2. Назови дни недели по порядку.

- Сколько всего дней в неделе?

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Как называется первый, второй, четвертый, шестой день недели?

3. Какое сейчас время года? Как ты догадался?

- Какое время года наступит после осени? Перед весной?

- Чем отличается зима от лета?

- Чем они похожи?

- Покажи и назови каждое время года на этих картинках. Когда можно кататься на санках, купаться в реке? Почему?

Оценка результата:

Возрастные нормативные показатели:

1. Ребенок называет последовательно части суток, понимает «сегодня», «завтра», «вчера».

2. Ребенок называет последовательно дни недели.

3. Ребенок называет последовательно времена года, их отличительные признаки.

Высокий уровень :

1. Ребенок правильно и самостоятельно называет части суток, их последовательность – 3 балла.

2. Ребенок правильно называет дни недели – 3 балла.

3. Ребенок называет времена года, их отличительные признаки – 3 балла.

Средний уровень :

1. Ребенок называет части суток с помощью взрослого – 2 балла.

2. Ребенок называет дни недели и их последовательность с помощью взрослого – 2 балла.

3. Ребенок называет только зиму и лето, остальные времена года показывает на картинке – 2 балла.

Низкий уровень :

1. Ребенок затрудняется в назывании большинства частей суток – 1 балл.

2. Ребенок затрудняется в названии большинства дней недели – 1 балл.

3. Ребенок может выделить картинки с изображением только зимы и лета – 1 балл.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений «В гости паровозику» для детей средней группы Цель: Упражнять детей в сравнении равных и неравных предметов. Пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5–6 лет (учителем-дефекологом)
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 15:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД