Приложение МААМ

Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик

Ольга Храмова
Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 44, п. Нежинский муниципального Предгорного округа Ставропольского края Храмова Ольга Алексеевна.

Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик

Публикация «Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик» размещена в разделах

На определение эмоционального благополучия и социального статуса детей старших и подготовительных групп ДОУ мною были подобраны несколько методик : цветовой тест отношений (ЦТО) Е. Бажина, А. Эткинда «Волшебный домик», И. Вандвик, П. Экблад «Два дома», проективная методика «Рисунок семьи», а также методика «Лев», выявляющая у ребёнка способности к дивергентному оригинальному мышлению, особенности эмоционально-волевые, поведенческие и умение принимать решение в затруднительной ситуации. Анализ рисунков детей позволял определять более точную диагностику и полную картину внутреннего психического состояния ребёнка в рамках семейной системы, а также на уровне межличностных отношений со значимыми взрослыми, сверстниками и социальным окружением. С желанием юные художники демонстрировали свои рисунки: «Моя семья», «Семья в образах животных», «Несуществующее животное» и др.

Преимущество методики «Волшебный домик» по сравнению с вербальными способами диагностики заключается в том, что дети с помощью 8-цветной «азбуки» выражают своё оценочное видение разнообразного спектра чувств и эмоциональных состояний. Соответствующими цветами они обозначают радость, злость, любовь, грусть-одиночество, храбрость, доброту, лень, трусость, жадность, умение обманывать (вранье) и т. д. Обследуемым детям предлагалось подобрать для каждой отдельно взятой категории окошко того или иного цвета: «Где у нас будет жить Веселье и Радость? А где Лень?» И как бы, между прочим, среди разнообразных позитивных и негативных эталонов, дети находили «нужный» цвет окошка для себя, мамы, папы, лучшего друга/подруги. Для каждого человека у ребёнка находился нужный цвет…

Следующим этапом психодиагностики было ранжирование цветов. Ребёнок на 1 место ставил свой любимый, наиболее предпочтительный цвет, на второе – чуть-чуть менее значимый и так далее, доходя до самого одиозного и вызывающего неприязнь цвета, который занимал последнее, 8 место. Таким образом, определялось отношение детей к тем или иным эмоционально-нравственным эталонам, выявлялись сформированные у ребёнка жизненно-ценностные ориентиры. Например, для одних дошкольников предпочтительным качеством является храбрость, а другие позволяют себе быть трусливыми, ленивым или даже способными обманывать окружающих.

Позитивные качества у детей с эмоциональной стабильностью в основном обозначались четырьмя основными цветами: красным, желтым, зелёным и синим, а негативные качества, соответственно, оставшимися дополнительными цветами: смешанными (фиолетовым, коричневым) и ахроматическими (серым и чёрным). Таким образом, у эмоционально благополучных детей при ранжировании предпочтительными были основные цвета спектра. И, наоборот, у детей с явными аффективными проблемами приоритетными были ахроматические и смешанные цвета.

Эти диагностические показания подтверждались с помощью других методик. Причем они конкретизировали проблемную зону ребёнка. Причинами эмоционального неблагополучия, к примеру, могли быть автономность, холодные дистанцированные отношения, отгораживание от родителей, негативизм, воспитательная модель безнадзорность, (либо наоборот, гиперопека, зависимость от значимых взрослых, пассивность, несамостоятельность, ревность к другим детям в семье, диапазон конфликтности со сверстниками (узкий, широкий, предпосылки социальной зрелости, коммуникабельности, либо противоположные черты характера. Цветовая диагностика предельно точно и показательно выстраивала отношения ребёнка с окружающим его миром и значимыми взрослыми, выявляла наиболее тесные эмоциональные связи.

Заключительным аккордом психологического обследования послужила проективная методика «Рисунок семьи». Она уточняла и подтверждала все выявленные особенности эмоционального состояния конкретного ребёнка. В рисунках дети подсознательно отображали либо гармонию и конструктивность, либо деструктивные семейные отношения. Также наглядно показывались более крепкие эмоциональные связи с одним или двумя родителями, выстраивались отношения с другими детьми в семье (сиблингами). Попутно могли высвечиваться внутрисемейные правила поведения, традиции, общие символы, ролевые ожидания/притязания и т. д. Кроме того, за счет техники исполнения рисунка, графического стиля изображения вырисовывались индивидуальные особенности каждого ребёнка, слабые и сильные стороны его психического развития, достоинства, сильные черты личности и проблемные аффективные зоны.

Заданная в таком ключе диагностическая работа позволяет определить направление дальнейшей коррекционной деятельности с детьми в зависимости от уровня их эмоционального благополучия и конструктивности межличностных отношений, как в семье, так и со сверстниками.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад»Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад» b]Конспект непрерывно-образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования на тему: «Осенний листопад»[/b]Цели:.

Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога»Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.

Формирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованиемФормирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованием Этап психологической подготовки непосредственно предшествующий соревнованию, отличается эмоциональным напряжением разнообразными чувствами,.

Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 13:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Храмова (УИ 1492174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД