Получи документы

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Абрамова Лилия
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Ключевые слова: методы нарушения эмоций, умственная отсталость, дети дошкольного возраста.

В отечественной науке большое внимание уделено развитию эмоциональной сферы, в том числе лиц, имеющих различные нарушения сенсорной и интеллектуальной сфер.

Публикация «Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах

Так Л. В. Занков, характеризуя эмоциональную сферу умственно отсталых детей, утверждал, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни этих детей. Свойственные умственно отсталым дошкольникам импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. д. Могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков правильного поведения [4, с. 154].

Исследованиями в области эмоциональной сферы так же занимались С. Л. Выготский, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.

При организации экспериментального исследования нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы девяти детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, посещающих МБДОУ Детский сад № 4 «Солнышко» г. Пятигорска.

Целью констатирующего этапа исследования было изучение актуального состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Для достижения установленной цели в процессе исследования нами были определены методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

По итогам обследования были выявлены различные виды нарушений психического состояния ребенка. У 4 детей обнаружено негативное психическое состояние низкого уровня, а у 2 – среднего уровня. У Ромы А., Егора К. и Арианы Б. выявлено позитивное психическое состояние. В результате исследования можно обнаружить незначительный уровень благоприятности психологического климата (33%).

Методика Исследования качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции [5, с. 1-4].

Детям предлагается показать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного ребенка.

Средство выражения, применяемое ребенком при показе, сказанной эмоции, отмечается знаком «+» в табл. 1.

Таблица 1. Исследование качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции

Имя ребенка веселый печальный испуганный сердитый удивленный

Рома А. + + – – +

Егор К. + – – + +

Наташа И. + – – – +

Ариана Б. – + – + +

Никодим Ф. – – + + –

Борис А. + – – – +

Рома Г. + + – – –

Тимофей С. – – + – –

Лев О. + – – – –

В результате выявились следующие нарушения эмоций : Рома А., Егор К. и Ариана Б. набрали 3 балла и показали средний уровень, Наташа И., Никодим Ф., Борис А. и Рома Г. приобрели 2 балла, т. е. низкий уровень, а Тимофею С. и Льву О. засчитан 1 балл (очень низкий уровень). Большинство детей допускали из-за того, что пытались угадать, вследствие чего показывали не те картинки. Им требовались постоянные наводящие подсказки.

Методика Исследования восприятия детьми графического изображения эмоции [5, с. 1-4].

Ребенку предлагаются картинки с изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Ему задается вопрос: «Покажи радость?», «Покажи злость» и т. д. Ответы отмечаются в табл. 2.

Обработка данных проводится также, как и в методике 1.

Таблица 2. Исследование восприятия детьми графического изображения эмоции

Имя ребенка радость грусть страх злость удивление

Рома А. + + – – +

Егор К. + + – + –

Наташа И. + + – – –

Ариана Б. + + – + –

Никодим Ф. – – + + –

Борис А. – + – + –

Рома Г. + – – – –

Тимофей С. – – + – –

Лев О. + – – – –

Результаты этого исследования аналогичны методике 1 диагностики развития эмоций. Здесь проблема заключалась в том, что дети не знали выражения эмоций.

По выводам диагностики была проведена диаграмма (рис. 1., в которой показано, что очень высокий и высокий уровень выявлен не был, у 50% детей с интеллектуальными нарушениями обнаружился низкий уровень нарушения эмоций, у 25 % оказался низкий уровень сформированности, а еще у 25 % проявился очень низкий.

Таким образом, выявленная положительная динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости и сравнительный анализ результатов после формирующего эксперимента позволили определить действенность предложенного комплекса арт-терапевтических упражнений.

Литература:

1. Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – Спб. : Речь, 2007. – 240 с.

2. Воронкова В. В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей : учебник. – М. : Гардарика, 2015. – 432 с.

3. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психологов – М. : ВЛАДОС, 2005. – 32 с.

4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М. :Педагогика, 1990. – 426 с. – Режим доступа: https://padaread.com/?book=183060&pg=1, свободный – (30.11.2020).

5. Стрелкова Л. П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 1999. – Режим доступа: https://ds30.omsk.obr55.ru/files/2020/07/Эмоциональная-сфера-ребенка-Стрелкова-Л. П. pdf, своб

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Универсальное многофункциональное дидактическое пособие, способствующее развитию эмоциональной сферы детейУниверсальное многофункциональное дидактическое пособие, способствующее развитию эмоциональной сферы детей Главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 08:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД