Абрамова Лилия
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Ключевые слова: методы нарушения эмоций, умственная отсталость, дети дошкольного возраста.
Публикация «Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- Диагностика
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
В отечественной науке большое внимание уделено развитию эмоциональной сферы, в том числе лиц, имеющих различные нарушения сенсорной и интеллектуальной сфер.
Так Л. В. Занков, характеризуя эмоциональную сферу умственно отсталых детей, утверждал, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни этих детей. Свойственные умственно отсталым дошкольникам импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. д. Могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков правильного поведения [4, с. 154].
Исследованиями в области эмоциональной сферы так же занимались С. Л. Выготский, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.
При организации экспериментального исследования нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы девяти детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости, посещающих МБДОУ Детский сад № 4 «Солнышко» г. Пятигорска.
Целью констатирующего этапа исследования было изучение актуального состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Для достижения установленной цели в процессе исследования нами были определены методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
По итогам обследования были выявлены различные виды нарушений психического состояния ребенка. У 4 детей обнаружено негативное психическое состояние низкого уровня, а у 2 – среднего уровня. У Ромы А., Егора К. и Арианы Б. выявлено позитивное психическое состояние. В результате исследования можно обнаружить незначительный уровень благоприятности психологического климата (33%).
Методика Исследования качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции [5, с. 1-4].
Детям предлагается показать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного ребенка.
Средство выражения, применяемое ребенком при показе, сказанной эмоции, отмечается знаком «+» в табл. 1.
Таблица 1. Исследование качества применения детьми мимики и пантомимики при показе определенной эмоции
Имя ребенка веселый печальный испуганный сердитый удивленный
Рома А. + + – – +
Егор К. + – – + +
Наташа И. + – – – +
Ариана Б. – + – + +
Никодим Ф. – – + + –
Борис А. + – – – +
Рома Г. + + – – –
Тимофей С. – – + – –
Лев О. + – – – –
В результате выявились следующие нарушения эмоций : Рома А., Егор К. и Ариана Б. набрали 3 балла и показали средний уровень, Наташа И., Никодим Ф., Борис А. и Рома Г. приобрели 2 балла, т. е. низкий уровень, а Тимофею С. и Льву О. засчитан 1 балл (очень низкий уровень). Большинство детей допускали из-за того, что пытались угадать, вследствие чего показывали не те картинки. Им требовались постоянные наводящие подсказки.
Методика Исследования восприятия детьми графического изображения эмоции [5, с. 1-4].
Ребенку предлагаются картинки с изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Ему задается вопрос: «Покажи радость?», «Покажи злость» и т. д. Ответы отмечаются в табл. 2.
Обработка данных проводится также, как и в методике 1.
Таблица 2. Исследование восприятия детьми графического изображения эмоции
Имя ребенка радость грусть страх злость удивление
Рома А. + + – – +
Егор К. + + – + –
Наташа И. + + – – –
Ариана Б. + + – + –
Никодим Ф. – – + + –
Борис А. – + – + –
Рома Г. + – – – –
Тимофей С. – – + – –
Лев О. + – – – –
Результаты этого исследования аналогичны методике 1 диагностики развития эмоций. Здесь проблема заключалась в том, что дети не знали выражения эмоций.
По выводам диагностики была проведена диаграмма (рис. 1., в которой показано, что очень высокий и высокий уровень выявлен не был, у 50% детей с интеллектуальными нарушениями обнаружился низкий уровень нарушения эмоций, у 25 % оказался низкий уровень сформированности, а еще у 25 % проявился очень низкий.
Таким образом, выявленная положительная динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости и сравнительный анализ результатов после формирующего эксперимента позволили определить действенность предложенного комплекса арт-терапевтических упражнений.
Литература:
1. Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – Спб. : Речь, 2007. – 240 с.
2. Воронкова В. В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей : учебник. – М. : Гардарика, 2015. – 432 с.
3. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психологов – М. : ВЛАДОС, 2005. – 32 с.
4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М. :Педагогика, 1990. – 426 с. – Режим доступа: https://padaread.com/?book=183060&pg=1, свободный – (30.11.2020).
5. Стрелкова Л. П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 1999. – Режим доступа: https://ds30.omsk.obr55.ru/files/2020/07/Эмоциональная-сфера-ребенка-Стрелкова-Л. П. pdf, своб