Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний дошкольников

Елена Калашникова
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний дошкольников

Проблема экологического воспитания в наше время весьма актуальна. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний дошкольников» размещена в разделах

Концепция дошкольного воспитания, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в нашей действительности – в природе, в рукотворном мире, в окружающих людях и в себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика.

Экологическое образование дошкольников в силу интегративных функций и значительного развивающего потенциала может быть весьма значимым для решения этой задачи. Несмотря на глубину и широкий диапазон исследований по проблемам формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста (П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Ф. Виноградова и др., разработка инновационных творчески развивающих игровых технологий, ориентированных на развитие различных творческих способностей детей в системе экологического воспитания, составляет недостаточно исследованную проблему.

Игра является также одним из источников творчества ребенка, она позволяет развивать воображение, фантазию. Дети, приобретая практический опыт взаимодействия с природой в игровой деятельности, начинают осознавать свои отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены направления развития и образования детей. Так образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и пр., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Овладеть методикой экологического воспитания – задача каждого педагога – наставника и воспитателя. Взаимосвязь между игровым процессом и формированием представлений о природе малоисследованный в науке и практике вопрос. Включение игровых элементов в процесс обучения и формирования у дошкольников представлений о природе может стать эффективным средством воспитания и значительно обогатит игровую деятельность дошкольников.

Актуальность также обусловлена реформированием образовательной системы, относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста, требованиями, предъявляемыми Федеральными Государственными стандартами дошкольного образования : «Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)». Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем. Экологическому образованию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности.

Поскольку ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве является игра, то дидактическую игру можно рассматривать как одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, способствующую всестороннему развитию детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса используется для познавательного и прежде всего интеллектуального развития дошкольника. Дидактическая игра выделена в отдельное направление образовательной области «Познавательное развитие» и решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно- временных характеристик.

Выделяют три основных вида дидактических игр :

I. Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

II. настольно-печатные игры;

III. словесные игры.

I. Игры с предметами

Этот вид игр можно включать как в непосредственно образовательный процесс, так и в самостоятельную игровую деятельность детей. Например, в образовательной области «Познавательное развитие», я использую игрушки и реальные предметы, учу детей сравнивать, устанавливать сходство и различие между этими предметами. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх дети решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач, упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, например, найди мягкий или гладкий предмет.

Также к играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры (где дети выполняют определенные роли почтальона, курьера, экспедитора в играх типа «Почта», пекарей в играх «Пекарня» и др.) и игры-инсценировки (они помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в сказочную страну», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?»).

II. Настольно-печатные игры Могут использоваться как элементы в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей. Виды настольно-печатных игр разнообразны, это парные картинки, лото, домино и др. Различны также и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

III. Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Играя в такие игры, дети, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют свои знания о них. В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Используются различные виды дидактических игр как форму обучения детей и как самостоятельную игровую деятельность. Совместно с родителями можно создавать авторские дидактические игры : «Моя семья», «Лесные жители», «Какая бывает мебель?», «Опасные предметы», «Вежливые слова». Такие совместные занятия вместе с родителями позволяют ребенку придумывать и реализовывать с их помощью свои замыслы самостоятельно, чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами. Тем самым происходит упрочнение эмоционально – личностных связей между родителями и детьми.

Дидактическую игру целесообразно рассматривать как процесс, находящийся в постоянном развитии: от простого к сложному, от индивидуального к коллективному. А поскольку целью дидактических игр является обучение и воспитание детей в увлекательной форме, то, безусловно, содержат в себе познавательное, поисковое, творческое начала и направлены на развитие познавательных интересов детей.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Дидактические игры используются на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы детского досуга. В целях экологического образования на территории детского сада могут быть созданы различные экологические зоны, такие как экологическая тропа, где с детьми проводятся комплексные занятия, игры, а так же организуется практическая и исследовательская деятельность детей.

Таким образом, дидактическую игру целесообразно рассматривать как процесс, находящийся в постоянном развитии: от простого к сложному, от индивидуального к коллективному. А поскольку целью дидактических игр является обучение и воспитание детей в увлекательной форме, то, безусловно, содержат в себе познавательное, поисковое, творческое начала и направлены на развитие познавательных интересов детей. В связи с этим, мы рассматриваем дидактическую игру как процесс, развивающий познавательные интересы детей при знакомстве и изучении предметов быта, науки и культуры и способствующий усвоению теоретических знаний и необходимых для их использования практических умений.

В руках педагога дидактическая игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процесс становления экологической культуры личности, то есть формирование у дошкольников ценностного отношения к окружающему миру.

Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у дошкольников представлений необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей ещё недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что хорошо усвоено, а что необходимо повторить.

При отборе игр для формирования экологических знаний дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

а) Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

в) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

г) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

В процессе экологического воспитания и формирования экологической культуры одно из важных мест занимает такая форма работы, как дидактическая игра. Она является одним из главных видов деятельности младшего школьного возраста. Дидактическая игра это действенный способ формирования личности младшего школьника в процессе обучения. Благодаря дидактическим играм у детей хорошо развиваются сенсорные ориентации, память, внимание, наблюдательность, мышление, речь, умение считать. Также игра формирует экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде. Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретаются новые установки и ценности в сохранении окружающей среды, желание помочь природе.

Публикации по теме:

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей — кукуруза» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева полей - кукуруза» Цель: расширить знания и представления.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени - хоста Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой» Цель: продолжать знакомить детей с деревом - береза, выделяя характерные признаки. Задачи: - воспитывать бережное отношение к дереву.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой» Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний дошкольников
Опубликовано: 7 марта 2021 в 15:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД