МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей

Титарева Наталья
Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей

Организация сенсорного опыта слабовидящих детей осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей» размещена в разделах

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).

Любая дидактическая игра ставит целью : обогатить чувствительный опыт, развить умственные способности, умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Наряду с решениями этих целей с помощью дидактических игр мы решает задачу развития основных зрительных функций. Зрение тесно связано с работой сенсорных систем и жизнедеятельностью всего организма. Во время дидактической игры и во взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного восприятия.

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.

Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.

В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия за развитие сенсорных функций.

Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности

слабовидящих детей;

2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе

чувственного опыта — развитие мышления.

В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной сферы, дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные признаки и свойства предметного мира.

Игры второй группы учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.

По содержанию дидактические игры можно условно поделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления.

Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих.

Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний.

В зависимости от диагноза и степени заболевания, мы используем различный дидактический материал в работе с детьми.

Детям со слабой степенью амблиопии предлагаем дидактические игры : «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному», «Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.

Детям со средней степенью амблиопии : «Весёлые зверята», «Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от 15 до 20 см.

Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло», «Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.

Детям с расходящимся косоглазием предлагаем дидактические игры : «Нанизывание бус, (пуговиц)», Мозаики на горизонтальной плоскости - различной величины, «Вкладыши, разрезные картинки».

Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики», Мозаики на вертикальной плоскости, «Меткий стрелок». В процессе всей игровой деятельности мы осуществляем дифференцированный подход.

Работая с детьми, большое внимание уделяем обследованию, выделению и квалификации предметов и их свойств.

Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 19:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД