Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Евгения Поздеева
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного

развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием

успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать

предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств,

тактильных приемов.

Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и

формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,

Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того,

как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при

помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько

хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и

естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и

значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой

для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение,

память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности

дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию,

восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра

выступает средством сенсорного развития и воспитания.

Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые

специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр

направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в

них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой

деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное

значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через

игровую задачу, игровые действия, правила.

Согласно мнению А. Н. Леонтьева, дидактические игры относятся к

«рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой

деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры

способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных

операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в

обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера -

обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную

дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре

зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые

диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть

внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои

имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-

то научиться в легкой, непринужденной форме. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В

отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют

одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В

соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник

игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная

сущность каждой дидактической игры представлена определенными

дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного

и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые

содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический

характер. В педагогике система дидактических игр была создана в связи с

разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие

известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова

и др. В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие

виды дидактических игр :

• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с

игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять,

нанизывать и т. д.).

• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении

или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения. • Игры с

загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей своей

неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

• Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в

изображении различных жизненных ситуаций.

Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его

свойства (цвет).

Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс

обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить

произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому

овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство

воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра

выступает прекрасным средством воспитания коллективных

взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и

сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному

развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию

творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Особенности сенсорного воспитания детей младшего возраста В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование.

Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» В наше.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2019 в 21:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД