Галина Поломошнова
Дидактические игры для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и формирования правильного речевого дыхания актуальны, важны в дошкольном возрасте. Дети, имеющие различные отклонения в развитии (задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, задержку психического развития и др., часто находятся в психологическом зажиме, в стрессовых ситуациях, связанных с неуспешностью в освоении программы.
Публикация «Дидактические игры для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2013
Используя на любом занятии с ребёнком дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой на освоение программного материала, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Я предлагаю воспитателям, логопедам, психологам, дефектологам, используя дидактические пособия, в игровой форме поработать над выработкой воздушной струи.
В своей практике я использую эти игры еженедельно. В зависимости от изучаемой лексической темы предлагаю детям игру на дыхание. Занимает времени немного, но очень хорошо настраивает детей на рабочий лад, раскрепощает, способствует развитию интереса и улучшению запоминания лексического материала, а главным образом такие упражнения направлены на коррекцию речевых расстройств и выработку воздушной струи.
При изучении темы «Овощи» предлагаю подуть на пёрышки лука и ботву моркови.
Сначала дети вдыхают носиками и с силой выдыхают через рот так, чтобы зашевелились листики. Затем учатся контролировать длину воздушной струи при чтении стихотворений.
Например: Дети шли, шли, шли
В огород зашли.
Лук, морковку посадили
И огурчики полили.
Хоть немножко и устали,
Дружно маме помогали!
Сначала на каждую строчку стихотворения ребёнок набирает воздух. Затем пробует на одном выдохе сказать две строки, после три и т. д., пока не получится сказать всё стихотворение на одном выдохе!
Очень нравится моим ребятам тема «Осень». Они знают, что их ждёт встреча с вот таким деревом.
Аналогичным образом проводится упражнение.
Сначала дети дуют на листики берёзы, затем учатся вырабатывать воздушную струю при чтении стихотворения.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тихо затихает,
Дворник листья подметает.
А вот и тучка:
Я тучка, тучка, тучка,
Я по небу лечу.
Большим дождём и ливнем
Я землю промочу!
Так же придумываю маленькие незамысловатые стишки и для других персонажей.
У нашего ёжика маленькие ножки,
Они весело бегут прямо по дорожке.
или
Птичка по небу летела
И весну встречать велела:
"Пригревай ты, солнышко!
Пусть зреет в поле зёрнышко! "
При изучении темы «Посуда» использую игру «Чаепитие».
Сначала нужно подобрать чайные пары по цвету, а после уже подуть на горячий чай вот так, чтобы пошёл пар!
На индивидуальных занятиях ребята любят играть в «Футбол». Но только в нашей игре ногами играть нельзя! Только воздушной струёй можно забить гол!
Любят дети и мыльные пузыри,
и устраивать бурю в стакане или вьюгу в бутылке,
но особый интерес у детей вызывают компьютерные упражнения на дыхание!