Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето

Татьяна Долбилова
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы дс на ЛЕТО

ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (артикуляционная гимнастика)

Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот).

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу, светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу, нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами).

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15).

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15, настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком).

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

ИГРА "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ"

Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т. д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ"

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.

СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

Маланья болтушка

Молоко болтала – болтала,

Да не выболтала.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Бредут бобры в сыры боры.

Бобры храбры. Для бобрят добры.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

У маленькой машины цвет мышиный.

И шины шуршат, как мыши.

У Кондрата куртка коротковата.

Была у Наталки каталка на палке.

Сломала каталку на палке Наталка.

Чинили-чинили Наталке каталку,

Но так и осталась каталка без палки.

Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

- Попугай ты меня, попугай, -

Говорит попугай попугаю.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

С песенками, с персиками

Скатился Леня с лесенки!

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Выучите стихотворение.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок,

У серой мышки — маленький мышонок,

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок.

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Л. Леонова

Для развития внимания подбирайте и читайте стихи-путаницы.

Теплая осень сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

Л. Станичев (перевод А. Александрова)

Игра «Кто кем будет».

Вы предлагаете ребенку названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем станут. Вы говорите: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, мука, деревянная доска, железо, ткань, ученик, больной, слабый, вечер, зима, снег и т. д. Когда ребенок ответит, обсудите с ним различные варианты ответов. Из яйца, например, может появиться птенец, черепаха, змея, крокодил, а из ученика — студент, ученый, инженер, доктор, да мало ли специальностей.

Есть и обратный вариант этой игры: «Кто кем был». В этом случае ребенок должен догадаться, кем была раньше курица (яйцом, корова (теленком, вишня (косточкой, рыба (икринкой, бабушка (девочкой, бабочка (гусеницей, день (ночью) и т. д. После этой игры спросите у малыша:

— Где живут лошади?

— Где зимует медведь?

— Кто превращается в лягушку? И т. д.

Игра «Поговорим наоборот».

Вы говорите: «Высокий», а ребенок отвечает: «Низкий», толстый — худой, маленький — большой, горячо — холодно, чистый — грязный, лед — вода, артист — зритель, красивый — безобразный, веселый — грустный и т. д.

Игра «Кто лишний?»

Эта игра поможет развить внимание и мышление, умение объединять слова в группы по общему признаку, по принадлежности к одному виду. Предложите ребенку из ряда слов найти одно лишнее.

Смелый, решительный, злой, отважный, храбрый.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений.

Молоко, сливки, сметана, сало, сыр, кефир.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Морковь, репа, лук, груша, свекла.

Вишня, капуста, слива, абрикос, персик.

Молоток, клеши, пила, стакан.

Щука, окунь, рак, лещ, карась.

Цыплята, гусята, утята, зайчата.

Зайчата, волчата, бельчата, совята.

Чашка, миска, нож, ведро, тарелка.

Игра «Назови одним словом»:

— сумка школьника, которую носят на спине (ранец);

— занавеска на окне (штора);

— рабочий стол ученика (парта);

— ножницы, молоток, пила, топор;

— лиса, хорек, рысь, лось;

— приспособление для запирания чего-либо ключом (замок) и т. д.

Возможен и обратный вариант, когда предлагается понятие, слово, а ребенок должен объяснить его назначение или объяснить, что это такое.

«Ответь на вопросы»

Назови первый (второй, третий) месяц зимы (весны, лета, осени).

Почему зимой идет снег, а не дождь?

Почему говорят, что декабрь завершает год и начинает зиму?

Назови зимующих птиц.

Какие деревья зимой зеленые?

Какие звери зимой спят?

Какие звери и почему меняют зимой шубку?

Игра «Бывает — не бывает».

Вы называете предметы и их признаки, если они есть у предмета, ребенок говорит — бывает, если нет — не бывает.

1. Зимой идет снег (бывает);

2. Новый год начинается 1 мая (не бывает);

3. Днем светло (бывает);

4. Зимой дети собирают в лесу грибы (не бывает);

5. Летом заяц становится белым (не бывает) и т. д.

Предложите ребенку выбрать нужные слова: Зимой бывает — жарко, ветрено, холодно, душно. Летом бывает — холодно, сыро, жарко, морозно, пасмурно.

Интересные задачки-шутки

1. В 12 часов ночи шел дождь. Может ли через несколько дней в это же время быть солнечная погода?

(В 12 часов ночи не может быть солнца)

2. Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.

(Вчера, сегодня, завтра)

3. Может ли дождь идти два дня подряд?

(Не может, их разделяет ночь)

4. Какие сутки длиннее: вчерашние, сегодняшние или завтрашние?

(Одинаковые)

5. Можно ли вернуть день, который прошел?

(Вчерашний вернуть нельзя)

6. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом три сливы. Сколько всего деревьев зацвело?

(Ни одного, в январе деревья не цветут)

Список литературы:

1. Милосердова Г. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Кружок для детей средней группы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» Образовательная область: речевое развитие Направление: развитие словаря Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических.

Непрерывно образовательная деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальны…» Пояснительная записка. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей:.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - воспитатель Стаж педагогической работы - 27 лет Дата начала работы над темой - 1.09.2014.

План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей»План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей» План по самообразованию воспитателя тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного.

План самообразования по теме «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей средней группы детского сада» Цель: раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. Разработать эффективную систему артикуляционных.

Упражнения и игры для развития речи детей 1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лето
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 10:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...