МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха для детей 5–6 лет

Лариса Малышева
Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха для детей 5–6 лет

Что слышал

Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т. д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Чем играем?

Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым из звуков, издаваемых ими, детей следует предварительно познакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Слухачи

Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в группе, затем переключить внимание на звуки, «живущие» в детском саду, затем - на звуки, доносящиеся с улицы, со стороны дороги и т. д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

Где будильник?

Все дети, кроме водящего, выходят из комнаты. Водящий прячет большой, громко тикающий будильник Дети возвращаются и ищут будильник, если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

Шумящие коробочки

10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Быстро - медленно

Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.

Тихо - громко

Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по комнате (классу, когда раздаются громкие хлопки - стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку, платит фант.

Шаг - бег - стоп!

Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, - и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую - бодро шагать, под плясовую - бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.

Сосчитай удары

Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Молоточки

Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек

Ритмические рисунки

Перед на чалом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др., а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание - прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание - воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

Кто сказал комплимент?

В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т. п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга - не искажать звучание своего голоса.

Во втором круге игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

Угадай, кто?

Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков отгадать, кто так говорит:

- Московское время 1О часов 5 минут.

- Налить Вам еще чаю?

- Открой рот и скажи «а-а-а»!

- 1, 2, 3 - тебе водить!

- Мороженое - сливочное, клубничное, шоколадное!

- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области - туман.

Так бывает или нет?

В игре принимает участие вся группа детей. Их задача – внимательно слушать стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, чего на самом деле не бывает, они должны хлопнуть в ладоши.

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мёл крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

К. Чуковскuй

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

З. Александрова

Правильно - неправильно

Игровое задание - заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут придумывать свои предложения.

- По утрам я сначала надеваю куртку, а потом - рубашку.

- Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.

- Ночью я часто хожу гулять в лес.

- Вечером я плотно завтракаю и иду гулять и т. д.

Снежно-звуковой ком

Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить» ком из звуков и назвать его снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш ком. Затем первый игрок называет какой либо звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой - третий по счету и т. д.

Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, т. е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.

Слоговые цепочки

Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например MA - Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук (МА - М). Очередной участник повторяет два предыдущих слога и добавляет свой (МА - МО - МИ) и т. д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.

Можно предложить детям придумывать цепочки как с прямыми, так и с обратными слогами или со стечением согласных звуков. Повторять их можно, сохраняя не только согласные, но и гласные звуки (ПА - МА - НА - Р А. ; ОК - ОТ - ОР - от.).

Друг за другом повторяй!

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй его повторяет и добавляет к нему какое-либо свое. Третий игрок повторяет два первых слова и добавляет к нему свое и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Придумываем предложение

Так же, как и в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, но с одним условием – слова должны быть связаны между собой по смыслу, например:

- Синий.

- Синий автобус.

- Синий автобус едет.

- Синий автобус едет по.

- Синий автобус едет по улице.

- Синий автобус едет по улице, которая. и т. д.

Рифмы

Задача участников этой игры - придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те, кто придумает самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдет самые редкие, оригинальные рифмы.

Солисты

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки -распевки».

«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:

ОА - АУ - ИА - УИ; ИАО - АИО - УАИ - УОИ; ИАОУ-УОАИ-АОИУ-ИАУО - ОИАУ;

ИАОУЭ - ОЭИАУ - УОАИЭ - ЭИОАУ - АУОАИЭ и др.

Лучший солист может быть награжден памятным знаком, сувениром.

В другом варианте игре ситуация меняется: «Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос! Он должен петь, но не может. Давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать в его исполнении».Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки-распевки» - ряд гласных звуков из2-5 элементов.

Маяк

В ходе игры участники могут зажечь свой «маяк» (показать кружок красного цвета) тогда, когда услышат среди произносимых ведущим звуков гласные. Ошибки фиксируются, подсчитываются. Выигрывает тот «смотритель маяка», который не сделает ни одной ошибки.

Колокольчики

Ведущий произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что реагировать звуком колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.

Не ошибись!

Ведущий называет различные слова, а игроки должны хлопнуть себя по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки (или сделает их меньше других детей).

Какой звук слышим?

Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети, в зависимости от того, какой звук - гласный или согласный - они слышат в начале слова, поднимают (или не поднимают) карточки. Если педагог заранее приготовит для каждого ребенка комплект из трех карточек (флажков) красного, синего и зеленого цвета, то при выделении гласных звуков в начале слова дети «сигналят» красными флажками, при выделении твердых и мягких согласных - соответственно синими и зелеными.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Общий звук

Ведущий игры (педагог) предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворном отрывке, например:

а) Класть в карман Братишка рад

Все, что видит, Все подряд.

Есть в кармане И конфета,

И коробка для крючков,

И старинная монета,

И четырнадцать значков.

Брата спрашивает Ирка:

- А когда в нем будет дырка?

б) Разноцветная метель,

Красных листьев карусель.

В желтых платьях - все деревья,

А в зеленом - только ель.

в) Каждый шорох Мыши слышат,

Но мышонок Не поймет:

- Почему все время «Тише!»

Говорят большие мыши?

Ведь в нору Не влезет кот!*

Картинка-помощница

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать все изображенные на ней предметы, в названии которых есть звук [р]. Победителем признается тот игрок, чье слово название предмета прозвучало последним.

Придумай слова со звуком

В этой игре от детей требуется придумать как можно больше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук Победителями в игре могут считаться те игроки, которые:

- придумали наибольшее количество слов с заданным звуком;

- придумали самые интересные слова с заданным звуком;

- придумали слова, в которых заданный звук встречается два или даже три раза!

Чье предложение длиннее?

В этой игре каждому из детей предлагается составить предложение так, чтобы все слова в нем начинались на один и тот же заданный ведущим звук. Выигрывает тот, кто правильно составит самое длинное предложение.

Все слова со звуком.

Ведущий предлагает детям принять участие в коллективном составлении рассказа с «секретом» - все слова в нем должны содержать звук [с] (или какой-либо другой). Например: «Светло-синий самокат, весело поскрипывая колесами, совершал свое кругосветное путешествие. Сверху светило ясное солнышко, со всех сторон шептались лесные осинки. Путешествовать самокату нравилось.»,

Разложи картинки

Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на наборном полотне картинки, например:

сом - дом - лом;

мак - рак - лак;

кот - кит - кит - кот;

крыша - крыса - крыса - крыша - крыса;

коза - коса - коса - коса - коза и т. д.

Повтори - не ошибись

Ведущий предлагает игрокам как можно точнее повторить за ним ряды слов, например:

сом - ком; том - дом; рак - мак - лак; лом - ком - ром; мышка - мишка - мишка - мышка:

мушка - Муська - мушка - Муська; кошка - мошка-ложка-мошка; рама - лама – Кама-дама;

Паша - Маша –Даша-Саша

3агадки

Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окончания игры по количеству фишек определяется победитель.

Не река. Но здесь живут Разные рыбешки.

Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть - крошки. (Аквариум)

Он вздыхает Очень тяжко. Так бедняжка Растолстел, Что зеленую Тельняшку

На себя С трудом надел. (Арбуз)

Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем

Целая планета. (Глобус)

Дети, мамы, папы Носят только шляпы. (Грибы)

Испугается - бежит, Остановится - дрожит. (Заяц)

Растет она в земле, Известна в целом мире.

Частенько на столе Красуется в мундире. (картошка)

Он не любит Свет дневной, Проживает Под землей,

Землю роет, Роет, роет Каждый день Метро он строит. (Крот)

Остроносо и черно В землю брошено зерно.

А теперь над этим местом Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух)

Что за облако - ловушка: Скрылась в нем вся деревушка. (Туман)

С виду кроха, Но - силен, Озорует слишком, Лишь родился,

Сразу он Свой сломал Домишко. (Цыпленок)

Что сказать о ней? Трусишка. Тихо жить старается.

Костяной надежной крышкой С детства укрывается. (Черепаха)

Цепочка

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т. д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук).

Где спрятался звук?

У педагога - набор предметных картинок; у каждого из детей - карточка, разделенная на три квадрата, и фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук - в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.

Каждому - свое место

У каждого игрока - набор предметных картинок и три карточки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй - второй, натретей - третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.

Подбери слово

Перед началом игры дети делятся на две команды. Первой команде предлагается придумать любое слово и четко произнести его. Дети из второй команды должны подобрать слово, начинающееся с последнего звука названного слова, и т. д. За каждый неверный ответ команде начисляются штрафные баллы. По окончании игры они подсчитываются и определяется команда- победительница.

Вариант. Игра продолжается до первой ошибки, после чего объявляется команда-победительница.

Разложи картинки по рядам

Дети делятся на две команды. Игрокам первой команды предлагается рассмотреть предметные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый ряд - картинки с заданным звуком в начале слова, во второй - в середине, в третий - в конце слова.

Вторая команда выполняет аналогичное задание на выделение другого звука в другом наборе картинок. Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.

Построим пирамиду

Для игры потребуется подготовить рисунок пирамиды из квадратов (в нижней части каждого квадрата кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды - пять квадратов, выше - четыре, потом три и два, заканчивается пирамида треугольной верхушкой); предметные картинки тех же размеров, что и квадраты пирамиды.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды-картинки с предметами, названия которых имеют четыре звука, и т. д.

Педагог вызывает детей поочередно. Выбирается любая картинка, отчетливо произносится слово, определяется количество звуков в нем. Если картинка подходит - она вставляется в соответствующий кармашек пирамиды.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха для детей 5–6 лет
Опубликовано: 19 января 2021 в 14:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД