Титкова Елена
Дидактические игры как средство формирования знаний о цвете у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Титкова Е. В., воспитатель
МБДОУ г. Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
Младший дошкольный возраст - это период детства, когда у ребенка закладываются основы познания. Дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам и правильно с ними действовать. Ребенок овладевает речью. Ведущая деятельность детей этого периода – предметная.
Публикация «Дидактические игры как средство формирования знаний о цвете у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В практике дошкольного воспитания формированию знаний о цвете у детей младшего возраста уделяется особое внимание. Восприятие цвета детьми не может быть выделено практически. Цвет нужно обязательно увидеть, пользуясь зрительной ориентировкой. Наблюдаются трудности в восприятии цвета. Одних природных задатков для этого недостаточно. Нужны дополнительные воздействия со стороны взрослого. Установление связи между чувственным восприятием и словом требует более сложных умственных операций.
Дети, зрительно различая цвета, могут путать их названия, вместо красного кубика могут показать синий кубик. Такие ошибки дети совершают и позже, когда сами начинают называть цвета. Обучение детей младшего дошкольного возраста в основном проводится в игровой форме. Включение в занятие дидактической игры делает процесс обучения интересным и занимательным. Поэтому большое значение в формировании знаний о цвете необходимо уделять дидактическим играм.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в образовательной области «Познавательное развитие» указано, что формирование представлений об объектах окружающего мира включает ознакомление с формой, цветом и размером.
Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Роль цвета в жизни ребенка очень важна, так как он влияет на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие — возбуждают. Цвет может рассказать о характере ребенка, о его тревогах и переживаниях. Некоторые цвета оказывают особое, иногда даже лечебное воздействие на организм человека, в том числе и на ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, обследуют и действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность широко используют на занятиях приемы наглядности: показ предмета, возможность потрогать его. Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, обследуют и действуют с игрушками. Получают представление о предметах ближайшего окружения.
По мнению педагога А. Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете и солнечном спектре нужны дидактические игры. В них дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета, сначала - красный, желтый, синий.
Затем детей знакомят с дополнительными цветами - зеленый, оранжевый, фиолетовый. После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов : красный, темно-красный, светло-красный, вишневый и розовый.
На этой основе происходит формирование и закрепление представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять элементарные продуктивные действия: выкладывать мозаику, наносить цветовые пятна на лист бумаги, складывать простейшие предметы из строительного материала. Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых предметов и используемого материала, не фиксируя внимание на них. Поэтому, обучая детей выполнять простейшие задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил цвет — постоянный признак предметов. Это необходимо учитывать при выполнении самых различных действий.
Дидактическая игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дидактическая игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская писала: «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее».
Практика использования дидактических игр показала, что наиболее интенсивно происходит формирование знаний о цвете у детей младшего дошкольного возраста при условии планомерности их проведения. Очень важно, чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано. Например, подобрать одного цвета парные предметы, отличая их от других, которые имеют другой цвет - к красным носочкам ребенок подбирает красные ботинки, отличая их от синих или желтых.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мною используются дидактические игры по формированию знаний о цвете : «Разноцветные бусы», «Овощной магазин», «Разноцветные капли», «Красный, желтый, синий, зеленый», «Найди матрешке ведерко», «Воздушные шары», «Гусеничка», «Разноцветные палочки» и другие.
Повторность дидактических игр осуществляется в разных вариантах. Повторение может привести к снижению заинтересованности детей и механическому усвоению понятий. Поэтому при повторении игры следует вносить элементы новизны. Развитие ребенка осуществляется в определенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе простых.
Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Дети успешно выполняют задания на соотнесение, группировку по сенсорным признакам, строя гараж для машин или домик, накладывая кубики и кирпичики в грузовик, выбирая наряды и одевая кукол.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2017. – 160 с.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка/Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 144 с.
3. Новоселова А. Н. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/А. Н. Новоселова. – М. : Просвещение, 2017. – 172 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.