Лучший педагог года

Дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста

Елена Белоусова
Дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и в режимных процессах.

Публикация «Дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сборник игр разработан с учетом психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и направлен на развитие активного словаря.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОВТОРИ И ОБЪЯСНИ»

Предложить детям повторить пары слов, объяснить их значение и сказать, чем они отличаются:

Блошка - брошка

Игла – игра

Ложки – рожки

Колобок – коробок

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМ ПОХОЖИ - НЕПОХОЖИ?»

Предложить детям рассмотреть пары картинок и ответить на вопросы

Чем похожи и отличаются?

(танк и трактор; велосипед и мотоцикл)

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ РЯД»

Светит – солнышко, лампа …

Едет –

Тает –

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ»

Что будет, если я встану ногами в лужу?

Что будет, если в воду упадёт мячик? (палка, котёнок, камень)

«ЗАКОНЧИ СЛОВО»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

ИГРА «СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»

Цель : научить детей составлять слова из слогов.

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить,

Чтобы слово зазвучало.

(ды, са, вы, сли, ки, ру- сады, сливы, руки)

ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА»

Цель: научить детей составлять предложения, определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке.

У доски 5 человек. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей - составить предложение (т. е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.)

Маленькая птица сидит на ветке.

ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог: Дети: Солнце – что делает? Светит, греет.

Ручьи – что делают? Бегут, журчат.

Снег – что делает? Темнеет, тает.

Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? Звенит, капает.

Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги.

«КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: Дети:

Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

«ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

педагог: Дети:

Горячий - холодный

Хороший - плохой

Умный - глупый

Весёлый - грустный

Острый - тупой

Гладкий - шероховатый

«КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог: - Дети:

Идёт человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: - Дети:

Рукавички из меха - меховые

Таз из меди - медный

Ваза из хрусталя - хрустальная

Рукавички из шерсти - шерстяные

«КТО КЕМ БЫЛ?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской

Корова – телёнком. Велосипед – железом

Дуд – жёлудем. Рубашка – тканью

Рыба – икринкой. Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой.

Дом – кирпичом.

Лягушка – головастиком. Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком

«ЧТО БЫВАЕТ ОСЕНЬЮ?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«ЧЬЯ ГОЛОВА?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например :

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

«ОДИН – МНОГО»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы, стул – стулья

Гора – горы, лист – листья

Дом – дома, носок – носки

Глаз – глаза, кусок – куски

День – дни, прыжок – прыжки

Сон – сны, гусёнок – гусята

Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возрастаДидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возраста Геометрические фигуры и их названия лучше изучать с ребенком, в форме дидактических игр. Игры обладают уникальным развивающимся эффектом.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2021 в 17:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД