Татьяна Лесонена
Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша. Моя тема по самообразованию: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр" И игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Публикация «Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.
Я самостоятельно изготовила плоскостной вариант блоков Дьенеша и кодовых карточек. Все тоже самое, те же характеристики, кроме толщины фигур. Активно использую игры в занятиях по ФЭМП и как самостоятельные игры.
Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, я использовала такие этапы ознакомления детей с новой игрой:
1. Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
Для начала познакомите вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:
* Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т. д.
* Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?
Игры и упражнения с блоками
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
2. Собственно игра. Цель. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
*Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
*Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
*Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
*Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
*Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
*Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
*Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
*Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.).
*Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т. д.
*Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
*Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
*По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
*С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
*Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
*Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
*Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.
*В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.
*Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
цвет обозначается пятном;
величина – домиком (большой, маленький).
форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги т. д.
3. Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
*Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
4. Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель. Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.