Получи документы

Дидактический синквейн в работе с детьми с ОВЗ

Екатерина Замиралова
Дидактический синквейн в работе с детьми с ОВЗ

Дидактический синквейн в работе с детьми с ОВЗ

Процесс обучения детей с ОВЗ многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности. Реализуемая в условиях инклюзивного образования коррекционная работа должна удовлетворять особые образовательные потребности этих детей.

У всех детей с ОВЗ, кроме их основного нарушения, часто встречаются речевые проблемы:

Публикация «Дидактический синквейн в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

неправильное произношение звуков (отсутствие, замена одного звука другим, смешение звуков в устной речи);

недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;

нарушения формирования фонематического анализа и синтеза;

ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас (употребляют слова, свойственные речи детей младшего возраста, вместо антонимов используют прилагательные с частицей «не» и т. д.);

нарушение формирования грамматического строя речи.

У многих обучающихся с ОВЗ имеется ряд особенностей. Это недостаточные устойчивость и распределение внимания, снижение вербальной памяти, трудности в овладении сравнением и обобщением, сниженная мотивация.

Сгладить и преодолеть данные проблемы в развитии детей с ОВЗ поможет дидактический синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

-Уточнение, расширение, активизация словаря;

- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

- Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

-Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

- Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а также используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

-Уточнение, расширение, активизация словаря;

- Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

- учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

- знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

- выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а также используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Алгоритм составления синквейна :

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи- это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи -это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи -это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.

Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

Лексическая тема: «8-е Марта»

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

Волшебница.

Лексическая тема: «Транспорт»

1. Самолет.

2. Новый, серебристый.

3., летит, гудит.

4. Я люблю путешествовать.

5. Воздушный транспорт.

Чтобы правильно составить синквейн, детям необходимо:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть обобщением, понятиями: слово - предмет, слово-действие, слово-признак;

- правильно понимать и задавать вопросы, оформлять свою мысль в виде предложения;

- уметь согласовывать слова.

Этапы работы с синквейном :

восстановление синквейна (заполнить пропуски);

отгадывание темы;

самостоятельное составление (работаем коллективно, в парах

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Копилка синквейнов

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Осень

Серая, холодная

Дождит, шумит, прячет.

Люди смотрят в окна.

Грусть, тоска, сырость!

Ель

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство.

Кукла

Красивая, любимая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Машина

Быстрая, мощная.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

Дождь

Мокрый, холодный.

Капает, стучит, льётся

Я не люблю дождь

Вода

Заяц

Белый, пушистый.

Скачет, прячется, боится

Я жалею зайца.

Дикие животные.

Наша группа

Весёлая, дружная.

Учимся, играем, танцуем.

Наш любимый детский сад.

Мы — дружные ребята!

Котёнок

Чёрненький, пушистенький.

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное.

Дом

Большой, красивый.

Защищает, греет.

Нужен всем людям

Убежище.

Арбуз

Круглый, вкусный.

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето.

Дети

Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Счастье.

Тема: "Зимующие птицы"

Синица

Маленькая, шустрая

Летает, прыгает, клюёт

Зимой я кормлю синичек

Зимующая птица

Дятел

Остроклювый, красивый

Стучит, перелетает, лечит

Дятел уничтожает вредных насекомых

«Доктор» деревьев

Снегирь

Красногрудый, толстый

Сидит, клюёт, добывает

Снегири похожи на яблоки

Зимующая птица

Сорока

Длиннохвостая, большая

Летает, ворует, ищет

Мне не нравится эта птица

Трещётка

Тема: "Дикие Животные"

Лиса

Рыжая, хитрая

Охотится, следит, бегает

У лисы – маленькие лисята

Плутовка

Медведь

Большой, косолапый

Спит, питается, ловит

Медведь живёт в берлоге

Дикое животное

Заяц

Маленький, длинноухий

Скачет, прячется, грызёт

Мне жалко зайчиков

Трусишка

Волк

Злой, страшный

Рыщет, ходит, воет

Мне не нравится это животное

Хищник

Тема: "Явления природы"

Снежинки

Красивые, пушистые

Летают, кружатся, переливаются

Я люблю смотреть,

как падают снежинки

Звёздочки

Дождь

Холодный, осенний

Льёт, идёт, моросит

Я не люблю осенний дождь

Лужи

Снег

Блестящий, мягкий

Лежит, падает, скрипит

Из снега мы строим горки

Вода

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2.«Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю». Синквейн. Часть 2. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться с Вами опытом работы по составлению.

Детский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группы При рассматривании коллективной работы «Дельфины Черного моря», созданной детьми, появилась мысль предложить детям изготовить таким же.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический синквейн в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 января 2024 в 19:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД