МААМ-картинки

Дислексия и дисграфия. Виды нарушений и профилактика

Ольга Исаева
Дислексия и дисграфия. Виды нарушений и профилактика

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной.

В последние годы отечественные и зарубежные исследователи и практики, такие как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Н. С. Старжинская, Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. В. Семенович указывают на то, что в основе формирования навыка чтения лежит устная речь (ее фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй, а также пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторная координация, сукцессивные операции, слухоречевая и зрительная память, а также профиль латеральной организации.

Публикация «Дислексия и дисграфия, Виды нарушений и профилактика» размещена в разделах

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. Ребенок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению.

На основании этого особую актуальность приобретает проблема выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста, особенно у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также обоснованное использование профилактических мер для оказания помощи каждому ребенку (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Л. Г. Парамонова, Н. Г. Садовникова, М. В. Еромыгина).

Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Определение, данное Р. И. Лалаевой: «Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения».С учётом нарушенных операций процесса чтения были выделены следующие виды дислексии и специфические ошибки:

Фонематическая дислексия может быть связана с проблемами

распознавания важных признаков фонем языка, искажение звуко-

слоговой структуры слова.

- Замена звуков сходных по звучанию (б-п, д-т, с-ш).

- Пропуски согласных при стечении (марка-марка).

- Вставка гласных между согласными при их стечении (пасла-пасала).

- Перестановка звуков (утка-тука).

- Пропуск и вставка звуков при отсутствии стечения согласных в слове.

- Пропуски и перестановки слогов (лопата-лата-лотапа).

Семантическая дислексия связана с механизацией чтения без

понимания и смысловой обработки.

- После прочтения дети не могут ответить на вопросы по содержанию или

значению.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием

грамматического строя речи.

- Изменение падежных окончания и числа существительных (из-под

листьях, у товарищах, Кошка-кошки).

- Неправильное согласование в роде, числе, падеже существительных и

прилагательных (сказка интересное).

- Изменение числа местоимений (все-весь).

- Неправильное употребление родовых окончаний местоимений.

Мнестическая дислексия - нарушение связи между звуком и буквой.

- Трудности усвоения всех букв, их недифференцированная замена.

- Нарушение ассоциации между зрительный образом буквы и

произносимым звуком.

Оптическая дислексия связана с недостаточно развитым зрительный

восприятием форм и оптико-пространственных представлений,

зрительного анализа и синтеза.

- Проявляется в трудностях усвоения и смешении сходных графически

букв, их взаимных замена (букву "и" путают с "н", "с" - с "о", "ш" - с "щ").

Р. И. Лалаева определяет дисграфию как частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Виды дисграфии и характерные ошибки :

Артикуляторно-акустическая дисграфия связана с нарушением

артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

- Ребёнок пишет то же, что и говорит (шапка-сапка, рыба-лыба, даже если

звукопроизношение уже исправлено.

Акустическая дисграфия - нарушение дифференциация,

распознавания близких звуков речи.

- Замена букв, соответствующих фонетически близким звуком:

свистящие - шипящие;

звонкие - глухие (тым-дым) ;

аффрикаты (ч-щ, ч-ть, ц-с, ц-т) ;

лабиализованные гласные (о-у, е-ю) :точа-туча;

сонорные (р-л, й-ль) ;

заднеязычные (б-к-х).

- Неправильное обозначение мягкости на письме (писмо, лубит, больит).

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и

синтеза - затруднения при делении предложений на слова, слов на

слоги, звуки.

- Пропуски гласных букв (упала-упала).

- Пропуски согласных букв, особенно при стечении согласных (стол-мол, в

тают-стают).

- Перестановки букв (кукла-кулака, есть-есть).

- Добавление букв (поют-поют, стит-стоеит).

- Пропуски слогов и букв в слове (бабочка-бачка).

- Недописывание слов (растёт - растё).

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием лексико-

грамматический стороны речи.

- Неправильное употребление предлогов, рода, числа.

- Пропуск членов предложения.

- Нарушение последовательности слов в предложении.

- Трудности при согласовании имён существительных с прилагательными

(бела дом, красивый сумка).

- Замена префиксов, суффиксов (козлята-козленки).

- Нарушение падежных окончаний (много деревов).

- Нарушение предложенных конструкций (под столом-на столом).

- Изменение падежа местоимений (около него - около ним).

- Неправильное употребление числа существительных (дети бежит).

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-

пространственных представлений.

- Замена букв - недописывание элементов букв (ш-щ, л-м, х-ж).

- Добавление лишних элементов.

- Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве

элементов (в-д, б-д, ш-т).

- Зеркальное изображение букв (З-Е).

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма у детей с общим недоразвитием речи должна строится на принципах, сформулированных ведущими специалистами, освещающих данную проблему:

• Л. С. Выготский «Принцип комплексности и системности». Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированный и друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедической воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).

• Р. Е. Левина «Принцип предупредительного подхода» к детям с отклонениями в развитии речи: легче предупредить вторичные нарушения, чем исправить сформировавшиеся"

• Р. И. Лалаева «Онтогенетический принцип»: учёт формирования звукового анализа в онтогенезе и последовательность формирования зрительно-пространственных функций "

• И. Н. Садовникова «Принцип поуровневого анализа» специфических ошибок чтения и письма (ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения).

Проводить работу по профилактике дислексии и дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями нужно:

1. Предварительно детально обследовать ребенка;

2. Учитывать особенности психосоматического состояния;

3. Сформировать правильное звукопроизношение;

4. Развивать фонематический слух и восприятие;

5. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

6. Расширять словарный запас;

7. Формировать связную речь;

8. Совершенствовать пространственно-временные ориентировки;

9. Развивать тонкую моторику рук;

10. Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями:

звук, буква, слово, предложение;

11. Соблюдать системность и последовательность;

12. Занятия должны учитывать основной вид деятельности ребенка: иметь много игровых и двигательных моментов.

Коррекционная работа включает в себя игры, направленные на создание оптимальных условий для предупреждения специфических ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне буквы:

• «Построй букву» (конструирование букв из палочек, мозаики, кубиков,

ниток, пластилина и тд)

• «Обведи букву» (обведение букв по трафарету, пунктиру, шаблону)

• «Пиши пальчиком» (написание буквы на манке, песке, ладони, спине, в

воздухе)

• «Что загадали?» (определение буквы, написанной на спине, ладони)

• «Зашумленные буквы»

• «Наложенные буквы»

• «Буквы сломались»

• «Умные ручки» (угадывание с закрытыми глазами)

• «Корректурные пробы»

• «Чем похожи, чем отличаются?»

• «Запомни, повтори»

• «Четвертый лишний» (гласные и согласные, буквы и цифры)

• «Буквенные раскраски»

• «Муха-слон» (поменяй буку, чтобы получилось другое слово).

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне слога:

• «Паровозик звуков» (выкладывание схем)

• «Узнай схему»

• «Что получилось?»

• «Поговорим с инопланетянами» (чтение слогов по слоговым таблицам)

• «По волнам»

• «Найди воду в пустыне»

• «Поймай рыбку»

• «Придумай слово» (придумывание слов с данным слогом)

• «Меняем местами» (преобразование обратного слога в прямой)

• «Испорченный телефон»

• «Немые звуки» (угадывание по беззвучной артикуляции.

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне слова:

• «Паровозик звуков» (составить схемы слов)

• «Какое слово зашифровали?» (подбор слов к заданной схеме)

• «Буква потерялась» (нахождение пропущенных букв)

• «Кто быстрее?» (придумать слова из каждой буквы данного слова)

• «Читай наоборот» (чтение слов в обратном порядке)

• «Раскладушка» (составить из длинного слова несколько слов)

• «Найди слово» (в ряду букв найти слово)

• «Слово рассыпалось» (составление слов из заданных букв)

• «Помоги Незнайке» (образование сложных слов)

• «Слоги перепутались» (перестановка слогов в слове)

• «Сколько слогов» (деление слов на слоги)

• «Поставь буквы по порядку»

• «Разгадай ребус»

• «Реши кроссворд»

• «Запомни – повтори» (повторение ряда слов)

• «Семейка слов (подбор родственных слов)

• «Сложи одно слово из двух».

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне словосочетания:

• «Скажи правильно» (согласование имен прилагательных с

существительными)

• «Что? Чье?»

• «Один – много»

• «Прочитай и покажи»

• «Прочитай и соедини» (соединение, прочитанных слов в словосочетания)

• «Карусель (предложно-падежное управление).

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне предложения:

• «Сосчитай сколько слов»

• «Составь предложение по схеме»

• «Закончи предложение»

• «Сломанное предложение» (преобразование деформированных

предложений)

• «Слово потерялось» (чтение предложений с пропущенным словом)

• «Магазин» (чтение предложения и подбор соответствующей картинки)

• «Что с чем дружит?» (составление предложений с данными

словосочетаниями)

• «Закончи предложение из трех, четырех, пяти слов»

• «Составление предложений с предлогами»

• «Прочитай и повтори»

• «Распутывание скороговорки» (Чапнула чапля церные цернила)

• «Путаница» (чтение и исправление предложений).

Предупреждение ошибок письма и чтения на уровне текста:

• «Что сначала, что потом» (раскладывание серии сюжетных картин в

соответствии с прочитанным текстом)

• «По местам» (постановка предложений в правильном порядке)

• «Прочитай и подбери» (подбор картинок к каждому предложению текста)

• «Пересказ прочитанного текста»

• «Найди предложение» (выбор предложения, соответствующего

предложенной картинке)

• «Чтение текста с конца».

Таким образом, своевременно проводимая работа по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи формирует готовность к успешному овладению письменной речью, что служит значимым результатом всей коррекционно-развивающей работы.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дислексия и дисграфия. Виды нарушений и профилактика
Опубликовано: 28 сентября 2020 в 16:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД