Стеблина Светлана Павловна
Развитие алгоритмических навыков у дошкольников средствами робототехники (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством от элементарного конструирования, постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам, которые требуют программирования.
Публикация «Развитие алгоритмических навыков у дошкольников средствами робототехники (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в столь раннем возрасте.
АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.
Занятия алгоритмикой:
• Развивают умение планировать этапы и время своей деятельности;
• Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
• Позволяют оценивать эффективность своей деятельности;
• Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие "функция";
• В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей;
• Повышают мотивацию к познанию окружающего мира.
Для развития у детей алгоритмического мышления в своей работе я использую разнообразные игры и пособия, такие как: «Пиктомир», «Занимательные алгоритмы», Мини робот «Пчелка BeeBot», STEM - Набор "Робомышь", образовательный робот «Черепашка», "ПроКубики", конструктор MRT 1 Brain A (Роботрек) и т. д.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
1. «Черепашка» - образовательный робот, который программируется детьми с использованием специальных карточек-команд. Предназначен для обучения детей дошкольного и школьного возраста построению алгоритмов в игровой форме. Работа с комплектом не требует дополнительного оборудования, такого как монитор, компьютер и пр. В процессе обучения ребенок может заниматься с набором как один, так и в команде.
Для управления роботом необходимо составить алгоритм перемещения при помощи карточек, вставляя их в ячейки, расположенные на верхней части корпуса. «Черепашка» начнет выполнять составленную программу после нажатия на хвост.
Комплект содержит два вида карточек:
- карточка «ВПЕРЕД» - это команда на перемещение робота вперед на 30 сантиметров.
- карточка «ПОВОРОТ» - это команда поворот платформы по часовой или против часовой стрелки на 90. Направление поворота зависит от того, какой стороной вставлена карточка.
Когда я знакомлю ребят с «Черепашкой», представляю его, как дружелюбного робота, которого они могут программировать. Детям сообщаю о том, что робот «Черепашка» не думает самостоятельно, а двигается только так, как запрограммируют они его сами, так же как и любая другая машина.
Выполняя задания, ребята осваивают основные принципы составления алгоритмов и управления персонажем.
2. Следующий электронный образовательный комплект, который я использую в своей работе для обучения детей основам программирования и алгоритмике – ПроКубики.
Основные элементы комплекта – это пульт с кубиками-командами и персонаж-исполнитель. В ПроКубиках отсутствуют привычные сегодня интерфейсы управления – дисплеи и сенсорные панели (экраны). Программирование персонажа осуществляется при помощи кубиков-команд, что позволяет освоить работу с комплектом без навыков чтения. Связь между пультом и персонажем происходит через беспроводной канал, что позволяет отказаться от проводов и кабелей, делая процесс игры и обучения более безопасным, а погружение детей в игру более полным и интересным.
Для управления платформой необходимо составить алгоритм перемещения (программу) из кубиков, вставляя их в ячейки пульта управления. Платформа начнет выполнять составленную программу после нажатия кнопки «ПУСК» на пульте управления.
Комплект содержит несколько видов кубиков:
- кубик «ВПЕРЕД» - команда на перемещение платформы вперед на 30 сантиметров (одна клетка игрового поля).
- кубик «НАПРАВО» - команда на поворот платформы по часовой стрелке на 90.
- кубик «НАЛЕВО» - команда на поворот платформы против часовой стрелки на 90.
Знакомя ребят с Прокубиками, также представляю персонажи, как дружелюбного робот, которого они могут программировать. Детям говорю о том, что робот-персонаж не думает самостоятельно, а двигается только так, как запрограммируют они его сами, так же как и любая другая машина.
В заключение хочу отметить, что занятия робототехникой мотивируют детей на дальнейшее, самостоятельное изучение роботов, электроники, программирования, что положительно сказывается на их навыках алгоритмизации и программирования, а также на их творческом мышлении.
Вот так, играя, мы формируем у детей алгоритмическое мышление и закладываем основы начального программирования.