Елена Чистякова
Адаптация ребенка к условиям детского сада (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к условиям детского сада (из опыта работы
Выполнила: Чистякова Елена Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с № 25
г. Чехов, Московская область
Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, ведь изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Публикация «Адаптация ребенка к условиям детского сада (из опыта работы)» размещена в разделах
Особого внимания требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Новые условия,и как ответная реакция, новые формы поведения требуют определённых усилий и умений со стороны ребёнка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода) и его дальнейшее развитие.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – это один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают, причитают,волнуются за него, но не более того. Родители зачастую не готовят своего ребёнка к посещению детского сада. В первую очередь, необходимо привести распорядок дня для ребёнка дома с режимом дошкольного учреждения. Когда малыш придёт в группу,его не нужно будет переучивать,ломать неправильные привычки. Уделять внимание рациону питания. У детей в период адаптации снижается аппетит, иногда вплоть до полного отказа от пищи.
Также необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое- то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребёнка создаст предпосылки для более быстрого установления контактов со сверстниками и взрослыми.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, умение ИГРАТЬ, общаться со сверстниками, если домашний режим для малыша совпадает с детсадовским, и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
В этом году к нам пришло 10 детей. Первую неделю все дети ходили только до обеда, а потом оставались на весь день.
В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается аппетит. в последнюю очередь – сон.
В основном, период адаптации прошёл у детей хорошо.
Лёгкий уровень адаптации был у Насти Н. Она быстро пошла на контакт с воспитателем, со сверстниками, легко включается в предметную. самостоятельную деятельность, игру, в течении дня активна, не плачет. У неё сформированы навыки самообслуживания.
Данил А. –общительный, не плачет, но у него не сформированы навыки игры со сверстниками. Часто в речи произносятся слова: «не хочу», не буду. Ребёнка очень опекают дома, балуют.
Средний уровень адаптации – Лиза Б., Андрей Я., Саша К., Антон И.
В первые дни плакали, тяжело расставались с родителями, вспоминали родителей после их ухода в течение дня (Лиза Б., Антон И., перед сном
(Андрей Я., а в течении дня играют со сверстниками, общаются с воспитателем. У них, в основном, сформированы навыки самообслуживания.
Они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют.
Саша К. играет один, у него не сформирован навык игры со сверстниками,
он их боится, кричит, сам есть не хочет. Сказывается сильная опека мамы.
Дети двух лет – Лиза Л., Ира Г., Ульяна С., не плачут, активны, легко идут на контакт, но они ещё плохо кушают, спать не ложились.
Я считаю, что тяжёлый период адаптации у Кирилла К. Он плачет, кричит,
обижает ребят, дерётся, на контакт со взрослыми идёт плохо.
Со всеми родителями были проведены беседы, анкетирование, даны рекомендации, с целью выявления индивидуальных особенностей ребёнка, для лучшей адаптации ребёнка.
Также в своей работе я использую различные игры и упражнения, направленные на профилактику дизадаптации :
1 Игры с песком.
2 Что в кулачке.
3 Звучащие игры.
4 Игры с солнечным зайчиком.
5 Игры с игрушкой.
6Игры с бумагой и карандашами.
7 Потешки «Сорока – сорока», «Ладушки».