Лучший педагог года

Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды

Паутова Галина
Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды

Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Бийская общеобразовательная школа – интернат № 1»

Выступление на МО начальных классов

Тема:

«Классификация наглядных пособий и оформление кабинета

как условие коррекционно-развивающей среды»

Паутова Г. Д. ,

Публикация «Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды» размещена в разделах

учитель начальных классов

КГБОУ «БОШИ №1»

Октябрь, 2019 г.

Современные условия организации эффективного учебно-воспитательного процесса предъявляют высокие требования к организации коррекционно-развивающей среды как обязательного компонента учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика коррекционного учреждения заключается в особой значимости каждой составляющей учебного процесса для коррекции познавательной деятельности и личности учащегося. Поэтому особое место занимает создание коррекционно-развивающей среды.

Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.

Коррекционно-развивающая среда служит :

удовлетворению биологических и личностных потребностей;

охране физического и психического здоровья;

способствует созданию психологического комфорта, самоутверждению;

учащиеся имеют свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию и средствам для занятий изобразительной деятельностью, конструированию.

Коррекционно-развивающая среда включает в себя :

оформление рекреаций,

оформление классных комнат;

оформление кабинетов для коррекционно-развивающей работы (кабинеты ритмики, логопедии, психолога).

Коррекционно-развивающая среда учебного кабинета – это система условий, обеспечивающих качественное обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Учебный кабинет начальной школы по ФГОС, это не просто помещение с мебелью и средствами обучения. Это среда для социальной адаптации, духовного развития детей. В классе должны создаваться условия для сохранения здоровья ребенка, хорошего усвоения учебного материала, стремления к познанию нового.

Материально-техническая и методическая база учебного кабинета должна отвечать основным задачам, которые решает учитель в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание учителя. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства педагога:

- Научность – обеспечение методической базы деятельности педагога, соблюдение квалификационных и методических требований.

- Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями и др.).

- Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

- Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость. Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога.

Наиболее целесообразным следует счесть многофункциональный способ оформления кабинета начальной школы по ФГОС – для младших школьников это место учёбы, отдыха, творческих и коррекционно-развивающих занятий.

Учебная зона. Включает в себя магнитную - маркерную доску, комплекты «парта-стул», рабочее место учителя. Насыщена дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах. Должна предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

Зона отдыха. Содержит игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей, столик со стульчиками для настольных игр. На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки. Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг, создать зеленые уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями.

Зона творчества. Предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел, игра на музыкальных инструментах). Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков. Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Коррекционная зона. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Правильно организованная коррекционно – развивающая среда учебного кабинета позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности.

Обязательными элементами оформления кабинета начальной школы по ФГОС являются:

• Инженерные конструкции и системы – водопровод, электропроводка, системы естественной или принудительной вентиляции, освещение, кронштейны для аппаратуры.

• Мебель. Кроме стандартного набора – допускается использование (при наличии пространства) закреплённых стеллажей или полок.

• Учебно-методические материалы и пособия.

• Оборудование и средства обучения. Это – аппаратные средства для записи, хранения, воспроизведения мультимедиа – фото, видео, аудио материалов. Госстандарт регламентирует автоматизацию рабочих мест в образовательных учреждениях. Это подразумевает наличие доступа в Интернет, компьютера, программных средств и электронных пособий, как для учителя, так и для школьников.

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят:

1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы:

• карточки для самостоятельных и групповых занятий;

• набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах;

• карточки индивидуальных заданий;

• творческие работы учащихся;

2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д. ; литература для учеников:

• учебно-методические комплекты;

• дополнительная литература по предмету;

• словари и т. д;

3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме-няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Пословица гласит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать».

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Правило применения принципа наглядности

Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д., средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ис-копаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, символы реального мира).

Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Требования к наглядным пособиям

наглядные пособия нужно делать дифференцированными;

• содержащими самые существенные признаки объекта и,по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.

наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.

В коррекционной школе важно соединить наглядность в обучении с практической деятельность учащихся.

Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд на пришкольном участке.

Подведя итог, можно сказать, что

коррекционно-развивающая среда — это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.

Школа должна предоставлять ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС С целью эффективного проведения летнего сезона в детском саду родители моих воспитанников провели колоссальную работу по благоустройству.

Оформление предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе. Мобиль для дыхательных упражнений «Насекомые»Оформление предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе. Мобиль для дыхательных упражнений «Насекомые» Актуальность. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений.

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалкеОформление предметно-развивающей среды в раздевалке Мои дети подросли и мы переехали в новую группу. В группе нам все нравилось, а вот раздевалка нам показалась скучноватой. И на помощь нам.

«Новый год у ворот». Оформление развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе«Новый год у ворот». Оформление развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Совсем близко зимние праздники, и поэтому все вокруг преображается, подстраиваясь под новогоднее настроение. Самый долгожданный и любимый.

Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ «Времена года»Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ «Времена года» Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные.

Оформление развивающей среды в старшей группеОформление развивающей среды в старшей группе Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию некоторые идеи по оформлению развивающей среды в групповом помещении. Таким образом мы оформили.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психологаОсобенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация наглядных пособий и оформление кабинета как условие коррекционно-развивающей среды
Опубликовано: 21 января 2020 в 16:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД