Лучший педагог года

Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикация «Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения: игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями). Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например: «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений,т. е могут уже различать литературные жанры. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением, анализ его можно провести более углублённо, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе). Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

С чем автор сравнивает снег в своём стихотворении?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи, средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста: дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаё т воспитатель: он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей: напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия.

Методические приёмы, облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно:

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте); подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К. И. Чуковский «Мойдодыр» Программное содержание: Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; Помочь вспомнить названия.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: • Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения • Развивать наблюдательность, внимание, память • Воспитать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы 1. Вид образовательной деятельности: театрализованная. 2. Тип образовательной деятельности: обобщающая. 3. Тема:Под грибком. 4. Возраст детей:.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Цели: познакомить детей с малыми фольклорными формами, пословицами, поговорками, загадками; учить детей понимать смысл пословиц и поговорок;.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: Разучивание стихотворения Я. Акима «Для мамы» НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: Разучивание стихотворения Я. Акима «Для мамы» Цель: разучить стихотворение Я. Акима.

Перспективный план по ознакомлению детей от 3–4 лет с художественной литературой - Тема. Рассказ воспитателя о младшей группе. Чтение рассказа. «Сторож». В. Осеевой. Цель. Развивать память, умение слушать, понимать смысл.

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой.

Семинар-практикум «Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой» Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 20 октября 2016 в 12:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД