Приложение МААМ

Мультисенсорика и особенности ее развития у детей раннего возраста

Олеся Левченко
Мультисенсорика и особенности ее развития у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Человеческий организм

- это единая система, которая воспринимает окружающий мир через систему чувств, через сенсорную систему.

Человек может чувствовать и слышать ухом, глазом, вестибулярным аппаратом, телом, костями, мышцами, суставами, тактильно-кожными рецепторами - пропреоцепцией.

Таким образом, в головном мозге, создается мультисенсорный путь восприятия. Верботональная система отмечает, что для развития слушания (слухового восприятия) и формирования на его основе речи, очень важна связь пяти чувств - 5 чувств.

Публикация «Мультисенсорика и особенности ее развития у детей раннего возраста» размещена в разделах

Мультисенсорный подход - это связь слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного (чувствительность нервных волокон в скелетных мышцах, связках, раздражающихся при сокращении и напряжении) чувств. Связь этих 5 чувств (основным из которых является вестибулярное) - это целая программа перцепции. Чувства разделены только на периферии, а на уровне центральной нервной системы, в центральных структурах все чувства взаимосвязаны, здесь происходит анализ и синтез, интеграция и отбор.

Деятельность по мультисенсорному развитию включает в себя следующие направления: развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата.

Так, при введении серии новых слов, ребенок видит значение на картинке, слышит данное слово и включает ассоциативную память, изображая значение слова действием, жестом.

Овладение определенным словом, понятием зависит от того, как много и каких впечатлений поступает ребенку через все органы чувств. Отсюда следует отметить, что, работая над значением слова, необходимо, чтобы ребенок воспринял его всеми анализаторами. Например: слово яблоко. Чтобы это слово прочно закрепилось в сознании ребенка, яблоко необходимо увидеть в натуральном виде, соотнести его с картинкой (зрительный анализатор, потрогать его, узнать на ощупь (тактильное ощущение, попробовать на вкус (осязание, обоняние, нарисовать его, слепить из пластилина, сорвать с дерева в игре, купить его в магазине (моторное чувство). Проделав все эти операции, ребенок прочно усвоит понятие и произношение данного слова.

Хотелось бы обратить ваше внимание, на создание в ДОУ сенсорной комнаты. Это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Опыт применения сенсорных комнат в медицинских и педагогических учреждениях России насчитывает не более пяти лет.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызывает интерес и не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме.

Так, при изучении например, темы «Новый год» выключаются такие задания: игра на развитие зрительного восприятия («Соберем фонарики»), игра на развитие моторики (пальчиковая игра «Елочка», игры со звуком («Где звучит на елочке, сверху или снизу?», игры на развитие вестибулярного чувства (прыжки через волшебную веревочку под удары барабана, игры на развитие речи («Елка»)

Регулярная смена заданий через 3-5 минут, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время образовательной деятельности на учебном материале и повысить речевую и продуктивную деятельность ребенка.

Планирование образовательной деятельности осуществляется по тематическому принципу и согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой по ознакомлению с окружающим.

Особое внимание уделяется повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определенной догадке, слухо-зрительное, слуховое.

Список литературы

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005. - 424с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2006. - 434 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М. : Педагогика, 2005. - 276 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. : Тривола, 2006. - 203 с.

6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2011.

7. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ : программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград. : Учитель, 2013

8. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М. ; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

9. Галой Н. Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С. 38-45.

10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002 - с. 303-310.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультисенсорика и особенности ее развития у детей раннего возраста
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 17:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мультисенсорика и особенности ее развития у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Левченко (УИ 1954842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД