МААМ-картинки

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Марина Туголукова
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: "Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В реалиях современности часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание малышам-детсадовцам. Есть ли в этом насущная необходимость для детей? И вообще — что такое «гендер», что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».

Публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».

Этапы полоролевого развития:

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка. И обозначают себя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость (детям становится понятно. Что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами, и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка).

Различия в психике и поведении детей

Девочки:

- играют в ограниченном пространстве;

- мышление детальное, конкретное;

- быстро утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);

- ориентированы на взаимоотношения между людьми; во время обращения смотрят в лицо, ждут одобрения;

- готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.

Мальчики:

- используют все пространство;

- мышление обобщенное, абстрактное;

- быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление., логические операции);

- ориентированы на операцию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

- кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный характер.

Условия гендерного развития:

Реализация гендерного подхода в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:

Работа с родителями:

1. Наглядная информация в «Уголке для родителей»;

2. Родительские собрания, конференции, консультации, беседы; совместные культурно-досуговые мероприятия;

3. Привлечение семей к участию в педагогическом процессе

Консультации для родителей:

«Полоролевая социализация в дошкольном возрасте»;

«Психологические отличия мальчиков и девочек»;

«Ответы на острые вопросы»;

«Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка»;

«Игры мальчиков и девочек»;

«Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой»;

«Физическое воспитание мальчиков и девочек»;

«С кем играют мальчики и девочки»

Варианты работы с родителями:

оформление папки-передвижки «Гендерное воспитание»;

«Ваши вопросы — наши ответы»;

устные рекомендации, обмен опытом;

выпуск фотогазеты;

оформление журнала для родителей.

Создание предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода:

1. Игровые центры для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Маленькая помощница», «Цветовод» и другое.

2. Игровые центры для мальчиков: «Автосервис», «Юный рыболов», «Лесничий», «Мы построим дом большой…», и т. д.

3. Игровые центры для совместных игр мальчиков и девочек: «Медицинский центр», «Супермаркет», «Центр ряженья»;

4. Оформление помещения групповой ячейки с учетом гендерного подхода.

Осуществление гендерного подхода:

- в режимных моментах;

- в проведении непосредственно-образовательной деятельности;

В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.

- в совместной деятельности.

Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Стоит стимулировать речевую активность малышей различными способами: чтением (или прослушиванием аудио) стихов, сказок и небольших рассказов, повествующих о том, что мальчики и девочки — не совсем одно и то же (например, стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», «Стихи для девчонок и мальчишек», песен: «Из чего только сделаны мальчики» С. Маршака, «Девчонки, мальчишки» И. Дика и др.).

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, лазание, борьба, Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячуА у девочек – наоборот, они любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Рекомендации воспитателю по учёту гендерных особенностей:

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.

Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность

Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.

Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно

Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария).

Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется у детей благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в ДОУ существенно повышает эффективность воспитательной работы, как для девочек, так и для мальчиков.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Стихотворения для детей в возрасте 4 до 9 лет «Развитие женских качеств (гендерное воспитание)» Доброго времени суток, Вам, путешествующие по МААМ. В предыдущей публикации я постарался, в поэтической форме, осветить вопрос, как воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июля 2022 в 18:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Туголукова (УИ 596059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД