Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Щеплыгина
Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогла сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, научила детей :

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе своей работы тесно взаимодействовала с родителями, мной был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого познакомила родителей с понятием «мнемотехника» и рассказала, для чего и как её используем в совместной работе с детьми; рассказала об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложила родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дала рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод.

Также были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме.

Продолжаю работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составили картотеку мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовила презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

Реализовав данный проект, я пыталась решить проблемы развития описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали более уверенными, с большей охотой рассказывают именно с помощью мнемотаблицы и схемы описание.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился новыми прилагательными, наречиями, дополнениями по лексическим темам. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя мнемотехнику и схемы описание. Появился интерес к заучиванию стихов.

Планирую использовать в будущем мнемотаблицы при обучении детей и развитию связной речи. В дальнейшем предполагаю подвести детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц – дети предлагают, взрослый рисует схему, а затем составить мнемотаблицу самостоятельно. Сначала - по описанию отдельного предмета, потом небольшого рассказа.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 10:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД