Татьяна Щеплыгина
Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогла сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, научила детей :
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
В ходе своей работы тесно взаимодействовала с родителями, мной был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого познакомила родителей с понятием «мнемотехника» и рассказала, для чего и как её используем в совместной работе с детьми; рассказала об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложила родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дала рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод.
Также были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме.
Продолжаю работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составили картотеку мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовила презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.
Реализовав данный проект, я пыталась решить проблемы развития описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали более уверенными, с большей охотой рассказывают именно с помощью мнемотаблицы и схемы описание.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился новыми прилагательными, наречиями, дополнениями по лексическим темам. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя мнемотехнику и схемы описание. Появился интерес к заучиванию стихов.
Планирую использовать в будущем мнемотаблицы при обучении детей и развитию связной речи. В дальнейшем предполагаю подвести детей к самостоятельному составлению мнемотаблиц – дети предлагают, взрослый рисует схему, а затем составить мнемотаблицу самостоятельно. Сначала - по описанию отдельного предмета, потом небольшого рассказа.