Получи документы

Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи

Наталья
Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: «Артикуляционная гимнастика - одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи»

Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Взрослым необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.

Публикация «Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи» размещена в разделах

Формирование звуковой культуры речи невозможно себе представить без артикуляционной гимнастики.

Чтобы малыш научился правильно произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, уметь долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Начнём с того, что выясним,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.

Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.

Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Одни из этих упражнений помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Артикуляционная гимнастика для губ и щек.

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;

• вытягивание языка вперед и убирание его назад;

• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.

Картотека артикуляционной гимнастики :

1. «Птенчик», «Окошко». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 10-15 сек.

2. «Улыбочка». Растягивание сомкнутых губ. Зубы сомкнуты.

3. «Заборчик». Растягивание разомкнутых губ. Зубы сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.

4. «Хоботок», «Трубочка», «Желобок» Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

5. «Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

6. «Заборчик» - «Бублик», - «Улыбочка» - «Хоботок». Чередовать положение губ.

7. «Кролик». Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

8. «Расческа». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

9. «Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

10. «Веселая змейка» (развитие подвижности языка). Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

11. «Горка», «Киска». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

12. «Индюк», «Болтушка», «Язычок балуется» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка). Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…»

13. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. 10-15 сек.

14. «Часики». Движения языком вправо-влево.

15. «Качели». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

16. «Карусель». Языком тянуться к носу, к подбородку, в стороны. Рисуем языком круги

17. «Катушка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать вглубь рта.

18. «Лопатка». Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. 10-15 сек.

19. «Непослушный язычок», «Месим тесто» (расслабление мышц языка). Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

20. «Оближем губки», «Киска облизывается». Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

21. «Почистим зубки». Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Так же и верхние зубы.

22. «Посчитаем зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Потом в каждый верхний. Челюсть не двигается.

23. «Трубочка», «Желобок». Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

24. «Футбол», «Спрячь конфетку», «Язычок моет стены». Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

25. «Часики», «Маятник» Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

26. «Чашечка», «Пиала». Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

27. «Ковшик». Поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка. Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

28. «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

29. «Язычок на балкончике». Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

30. «Маляр», «Белим потолок» (отработка подъема языка вверх и его подвижности). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

32. «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх). Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Чтобы получилось цоканье, щелчки. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

33. «Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам. Подъязычная связка растягивается и становится похожа на ножку гриба. Грибок легко делается после упр «Лошадка»

34. «Гармошка». Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

35. «Приклей конфетку» (удержание языка вверху). Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

36. «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений). Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу - это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы - это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам - третья.

37. «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

38. «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]). Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении.

39. «Автомат», «Пулемет». Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

40. «Барабанщик», «Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

41. «Язычок сушит хвостик». Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 20:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика — одно из основных средств формирования правильной звуковой культуры речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья (УИ 1421226) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД