Ольга Тютрина
Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Публикация «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашем детском саду используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, кружковая работа и т. д. Эффективным методом работы с детьми по познавательному развитию является – метод проектов. Метод проектов особенно эффективен в экологическом воспитании дошкольников. Он является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и главное, он идет от детских потребностей и интересов
В процессе работы над проектом добиваюсь, чтобы каждый ребенок умел высказать свою точку зрения и учился искать и находить решение проблемы, применять свои знания на практике, видеть необычное в нашем ежедневном окружении, ставлю ребенка в поисковую ситуацию, чтобы он активно, творчески, самостоятельно приобретал опыт и осваивал окружающий мир.
Свою работу по экспериментальной деятельности начали с того, что изучили методику проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомимся заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома. А уже потом предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем я привлекаю к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформлять в рисунках, схемах.
Решение задач стараюсь осуществить в 2 вариантах:
-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
-дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
Особенностями изучаемого явления,
Наличием свободного времени,
Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:
1. “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
2. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
3. “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
4. “Человек” (функционирование организма и др.).
5. “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные эксперименты –это те, которые провожу сама, а дети следят за выполнением. Эти эксперименты провожу тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Т. К познавательное развитие –годовая задача д/с мы продумали все аспекты работы с детьми. Этапы экспериментирования по всем возрастам, т. е. в возрастном аспекте. Начиная с младшей группы. Я работаю с детьми старшей группы и остановлюсь на работе с детьми старшей группы.
Старшая группа
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Мой принцип - не навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даю ответ в готовом виде, а стараюсь разбудить самостоятельную мысль ребенка, с помощью наводящих вопросов направляю рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов:1. прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Ребенок рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливаю, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробую давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Фиксирование результатов обязательно. Применяю разнообразные графические формы, осваиваем с детьми разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.
Например, спрашиваю, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено, значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» - «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети находят не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов в старшем возрасте возрастает, и самостоятельность детей повышается больше внимания уделяю соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, очень внимательно слежу за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминаю о наиболее сложных моментах эксперимента.
Работая по данной теме, стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка, а педагогу необходимо создать для этого предметно-пространственную развивающую среду. Создание условий – это самая главная наша с вами задача.
И я хочу закончить свой выступление словами Ральфа У. Эмерсона, которые являются девизом моей работы по познавательному развитию детей. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»