Папки-передвижки

Доклад на тему «Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»

Зиновьева Вера
Доклад на тему «Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»

«Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»

Поступление в школу - значительное событие в жизни ребёнка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли - роли ученика.

Одним из наиболее сложных навыков, которыми должен овладеть ребенок в начале обучения - это навык письма. Поэтому работа по подготовке к обучению письму должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. В связи с изменением содержания школьных программ эта проблема становится всё актуальнее.

Публикация «Доклад на тему „Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ“» размещена в разделах

Проблемой подготовки к овладению навыком письма и обучения письму занимались педагоги, психологи, физиологи, методисты. Ими рассмотрены психологические основы формирования письменной речи, определена сущность понятий «письмо», «графика письма», «графический навык», предложен практический материал по подготовке дошкольников к письму и по обучению письму детей младшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволил сделать вывод об особой необходимости подготовки к обучению письму детей с ОНР. Но, несмотря на теоретическую освещённость данного вопроса, можно отметить недостаточную разработанность содержания работы по подготовке к письму детей с ОНР и практических методов и средств ее реализации.

Возникает противоречие между необходимостью подготовки дошкольников с ОНР к письму и недостаточной разработанностью содержания и средств ее реализации в СДОУ.

Объект: процесс подготовки к письму детей с ОНР.

Предмет: содержание и средства подготовки к письму детей с ОНР в условиях специализированного ДОУ.

Цель: разработка и экспериментальная проверка эффективности игровых занятий, направленных на подготовку к письму детей с ОНР.

Гипотеза: процесс подготовки к письму детей с ОНР будет эффективным, если:

• содержание работы определено с учетом особенностей детей с речевой патологией;

• используется система средств;

основная подготовка осуществляется в ходе специальных игровых занятий.

Задачи:

1. Выявить степень теоретической и практической разработанности проблемы подготовки к письму детей с ОНР;

2. Определить уровень подготовленности к письму детей с ОНР;

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность игровых занятий, направленных на подготовку к письму детей с ОНР.

Методы: теоретический анализ литературы, изучение документации, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, эксперимент.

Наша работа состоит из двух частей: первая теоретическая и вторая экспериментальная.

Первая часть посвящена теоретическим основам проблемы подготовки к письму детей с ОНР. Вторая - экспериментальному исследованию особенностей подготовки к письму детей с речевой патологией.

В результате анализа теоретических источников мы выявили следующее:

- письмо в своем становлении прошло несколько этапов: от рисунка, передающего содержание всего послания, к рисунку - символу, обозначающему отдельные звуки. Эти этапы развития письма, но в сжатой форме проходит почти каждый ребенок;

- письмо - одно из наиболее комплексных умений, которое формируется в процессе обучения. Важным элементом обучения письму является формирование графического навыка (автоматизированного способа дифференцировки и перекодировки звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизведенных буквенных комплексов (букв);

- письмо имеет сложную психофизиологическую структуру, и процесс овладения графическим навыком зависит от уровня сформированности зрительно - моторной координации, пространственных представлений, зрительной памяти и мелкой моторики. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая строка, вверх-вниз, ближе - дальше, под

- над, около - внутри и т. д.

Таким образом, в связи с тем, что у детей с ОНР эти функции нарушены или недостаточно развиты, с ними должна проводиться специальная работа по подготовке к письму. Целесообразно эту работу начинать еще до поступления ребенка в школу;

- для успешного овладения детьми графическим навыком необходимо использовать не одно средство, а систему средств, направленных на формирование функциональных основ письма.

Мы предполагаем, что процесс подготовки к письму будет эффективным, если основная подготовка будет осуществляться в ходе специальных игровых занятий.

Для эксперимента нами были отобраны двадцать детей в возрасте от 5 лет 10 месяцев до 6 лет 11 месяцев. Десять из двадцати детей посещали логопедическую группу.

Параллельно нами были обследованы дети, не имеющие нарушений речи, для сравнения уровня подготовленности к письму детей с речевыми расстройствами и нормального речевого развития. Для первого констатирующего эксперимента были обследованы две группы детей, а для второго только дети логопедической группы.

Для реализации цели первого констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы: беседа с воспитателем, изучение документации; наблюдение за работой воспитателя по подготовке к письму; эксперимент.

Также для изучения уровня подготовленности к письму нами использовались методики различных авторов: А. Керна и И. Ирасека; Л.

Для оценки состояния уровня готовности детей к письму были выделены следующие параметры: умение ребенка сидеть за столом во время выполнения графических заданий; уровень развития мелкой моторики; уровень ориентировки на листе бумаги и уровень сформированности зрительно - моторной координации. Учитывая эти параметры, нами условно были выделены четыре уровня: высокий, средний, ниже среднего и низкий. Обобщая полученные данные, мы получили следующие результаты: к высокому уровню мы отнесли 50 % детей с ОНР; к среднему уровню - 20 % детей с ОНР и 30 % детей без речевых нарушений; к уровню ниже среднего мы отнесли 40 % детей с ОНР и 20 % детей без каких - либо речевых нарушений; к низкому уровню мы отнесли 40 % детей с ОНР.

Анализ результатов эксперимента показал, что все нормально развивающиеся дети приняли задания, были достаточно активны в процессе их выполнения.

Несмотря на выявленные неточности у небольшой части детей можно отметить, что нормально развивающиеся дети на 7 году жизни готовы выполнять письменные задания.

При анализе данных, полученных при обследовании детей с ОНР, отмечаем, что большинство детей имеют недостаточный уровень подготовленности к письму. Они испытывали трудности при определении правой и левой сторон листа, отмечалось нарушение четкости, плавности и дифферинцированности при выполнении упражнений на мелкую моторику, недостаточная сформированность зрительно-моторной координации и т. д.

Работа осуществлялась в двух направлениях:

Первое направление - игровые занятия, которые проводились во вторую половину дня в течение двух месяцев.

Второе направление - закрепление в режимных процессах тех навыков, которые дети получили на занятиях.

Разработанные нами занятия строились в игровой форме, что повышало интерес детей к подготовке к письму и активизировало их на данное занятие. Все игры и игровые упражнения были подобраны с учетом особенностей и трудностей детей, выявленных нами в ходе констатирующего эксперимента. В основной части мы использовали приемы активизации детей на занятии : сюрпризный момент, чтение стихов и загадок. Кроме того, в ходе занятия проводились игры и физминутки, т. к. в силу речевого дефекта, дети быстро утомлялись и начинали отвлекаться на посторонние явления и предметы. Завершающий этап занятия также представлял собой ритуал окончания занятия (Круг друзей, Эстафета дружбы, Солнечные лучики, Речевка и т. д., который доказывал, что с одной стороны, оно закончено, а с другой стороны, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

В ходе занятий упражнения и задания предлагались с постепенным усложнением, что позволяло закрепить полученные навыки и умения, необходимые для подготовки к письму детей с речевой патологией.

Несомненно, некоторые задания вызывали определенные трудности (в проведении «петлеобразных» линий, в соблюдении условий задания, неуверенность в своих силах и т. д.). В этом случае были разработаны задания в упрощенной форме, которые предлагались детям, как на занятии, так и вписывались в домашние тетради.

Работа по второму направлению велась воспитателем. Материал для воспитателя был разработан в соответствии с разработанными нами занятиями, направленными на подготовку к письму детей с речевой патологией (физминутки на фронтальных занятиях в течение 1-1,5 минуты, пальчиковые игры, как элемент утренней гимнастики, самостоятельная деятельность детей и т. д.). Воспитатель включала этот вид деятельности два- три раза в течение всего дня. Упражнения проводились с постепенным наращиванием темпа и усложнением движений, что позволяло добиться четкости, дифферинцированности и плавности в выполнении предложенных упражнений.

Таким образом, можно сказать, что включение пальчиковых игр в утреннею гимнастику и занятия, а также как самостоятельного элемента в свободной деятельности, способствовало развитию мелкой моторики пальцев рук, что является важным при подготовке детей с нарушением речи к письму.

В течение всего эксперимента проводилась работа с родителями. Для этого были подготовлены-специальные тетради для домашних работ, в которых родителям были предложены задания и подробная инструкция для их выполнения вместе с ребенком. Также родителям был предложен консультативный материал для подготовки руки ребенка к письму, который был помещен в родительский уголок.

Для получения объективных данных об эффективности проведенной работы по подготовке к письму детей с ОНР был проведен второй констатирующий эксперимент, в ходе которого мы использовали теже методики, оценивали по тем же параметрам и по тем же уровням, что и на первом этапе нашей работы. После проведения данного эксперимента мы получили следующие результаты: на высоком уровне оказалось 10 % детей, на среднем - 40 %, на уровне ниже среднего - 30 % и на низком уровне - 20 % детей с ОНР.

Таким образом, полученные данные доказывают, что игровые занятия являются эффективным средством подготовки к письму детей с ОНР. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе анализа психолого - педагогической и логопедической литературы мы выявили

особенности подготовки к письму детей с ОНР. Нами был продиагностирован уровень подготовленности к письму детей с ОНР и определены трудности, которые возникают при формировании навыка письма у детей данной категории. На основе полученных данных были разработаны игровые занятия, направленные на формирование навыка письма у детей с ОНР.

Публикации по теме:

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

«Социально-нравственное развитие дошкольников: личностная готовность детей к школе» Личностная готовность ребенка к школе заключается : В формировании у него готовности к новым формам общения; К новому отношению к окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Пропедевтические основы письма детей с ОНР в условиях МБДОУ»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 07:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД