Папки-передвижки

Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей

Екатерина Харитонова
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей

Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей

Здравствуйте, коллеги.

Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития детей является развитие эмоционального интеллекта.

Публикация «Доклад, Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей» размещена в разделах

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Слайд [3] Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. По их мнению, эмоциональный интеллект включает в себя :

– самосознание (уверенность в себе, самооценка, образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями, инициативность, открытость);

социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми, сопереживание);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии.

Слайд [4] У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

Ответ дают многочисленные исследования ученых, которые доказали, что неумение перерабатывать собственные эмоции лежит в основе многих психосоматических заболеваний. Эмоции нужно выражать, а не подавлять. Умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является фактором, укрепляющим психическое здоровье ребенка.

Слайд [5] Кроме того, исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, вряд ли сможет стать успешным в обществе.

Поэтому только развитие логического мышления и кругозора ребенка (чему мы уделяем много времени в своей педагогической работе) еще не является залогом его будущей успешности в жизни.

Слайд [6] Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

• Умение контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

• Умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающих;

• Умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• Способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Слайд [7] Для развития эмоционального интеллекта сегодня в дошкольной практике используются разнообразные методы и приемы:

• Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные игры);

• Арт-терапия (рисование, музыка);

• Сказкотерапия, игры-драматизации;

• Психогимнастика (пантомимы, мимика);

• Игровые обучающие ситуации и др.

Одним из современных средств развития эмоционального интеллекта у дошкольников выступает проектная деятельность, позволяющая ребенку проявлять свою активность, живое участие, заинтересованность.

Сегодня мы рассмотрим один из видов проектной деятельности в детском саду – это нормативная проектная деятельность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Они всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Слайд [8] Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:

а) запрещающие,

б) позитивно нормирующие,

в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Работа с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации, в ходе которых дети переживают различные, чаще отрицательные эмоции.

Слайд [9] Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Приведем пример. Дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».

Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила и контроль за его соблюдением, как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.

слайд[10] В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

На первом этапе педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения.

На втором этапе происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

На третьем этапе дети зарисовывают нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Слайд [11] На четвертом этапе дети рассказывают о своих рисунках.

На пятом этапе детям предлагается подумать над ситуацией и предложить правило поведения в группе, правило не должно быть запрещающим, чтобы не подавлять инициативу детей.

На шестом этапе дети зарисовывают придуманное правило

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Правило вносится в «книгу правил».

Восьмой этап связан с выполнением «знака» и включением его в правила.

В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этапы, разделив лист бумаги на две части и попросив нарисовать сложившуюся ситуацию с левой стороны, а с правой стороны нарисовать правильные действия в данной ситуации, а затем в кругу обсудить нарисованное с детьми.

Подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога.

Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12, но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционального интеллекта у дошкольников.

Прикреплённые файлы:

proekt_3h46b.ppt | 1191 Кб
 
Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный.

Доклад на родительское собрание «Проектная деятельность по теме «Космос» Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего.

Доклад на родительском собрании «Проектная деятельность в детском саду» Доклад на родительском собрании на тему: "Проектная деятельность в детском саду". С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей, творческой инициативы, воспитание культуры речи В настоящее время уровень развития ребенка все более становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги.

Программа развития эмоционального интеллекта для детей раннего возраста «Наши любимые игрушки» Составитель: воспитатель Жаркова Анна Андреевна Планирование работы: Группа : 1я младшая Цель: развитие эмоциональной отзывчивости у младших.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллектаРазвитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей
Опубликовано: 14 июня 2016 в 19:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД