Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей

Екатерина Харитонова
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей

Здравствуйте, коллеги.

Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития детей является развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Слайд [3] Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. По их мнению, эмоциональный интеллект включает в себя:

– самосознание (уверенность в себе, самооценка, образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями, инициативность, открытость);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми, сопереживание);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии.

Слайд [4] У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

Ответ дают многочисленные исследования ученых, которые доказали, что неумение перерабатывать собственные эмоции лежит в основе многих психосоматических заболеваний. Эмоции нужно выражать, а не подавлять. Умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является фактором, укрепляющим психическое здоровье ребенка.

Слайд [5] Кроме того, исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, вряд ли сможет стать успешным в обществе.

Поэтому только развитие логического мышления и кругозора ребенка (чему мы уделяем много времени в своей педагогической работе) еще не является залогом его будущей успешности в жизни.

Слайд [6] Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

• Умение контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

• Умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающих;

• Умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• Способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Слайд [7] Для развития эмоционального интеллекта сегодня в дошкольной практике используются разнообразные методы и приемы:

• Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные игры);

• Арт-терапия (рисование, музыка);

• Сказкотерапия, игры-драматизации;

• Психогимнастика (пантомимы, мимика);

• Игровые обучающие ситуации и др.

Одним из современных средств развития эмоционального интеллекта у дошкольников выступает проектная деятельность, позволяющая ребенку проявлять свою активность, живое участие, заинтересованность.

Сегодня мы рассмотрим один из видов проектной деятельности в детском саду – это нормативная проектная деятельность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Они всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Слайд [8] Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:

а) запрещающие,

б) позитивно нормирующие,

в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Работа с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации, в ходе которых дети переживают различные, чаще отрицательные эмоции.

Слайд [9] Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Приведем пример. Дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».

Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила и контроль за его соблюдением, как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.

слайд[10] В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

На первом этапе педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения.

На втором этапе происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.

На третьем этапе дети зарисовывают нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Слайд [11] На четвертом этапе дети рассказывают о своих рисунках.

На пятом этапе детям предлагается подумать над ситуацией и предложить правило поведения в группе, правило не должно быть запрещающим, чтобы не подавлять инициативу детей.

На шестом этапе дети зарисовывают придуманное правило

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Правило вносится в «книгу правил».

Восьмой этап связан с выполнением «знака» и включением его в правила.

В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этапы, разделив лист бумаги на две части и попросив нарисовать сложившуюся ситуацию с левой стороны, а с правой стороны нарисовать правильные действия в данной ситуации, а затем в кругу обсудить нарисованное с детьми.

Подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога.

Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12, но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционального интеллекта у дошкольников.

Прикреплённые файлы:

proekt_3h46b.ppt | 1191 Кб | Скачан: 49
 
Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный.

Доклад на родительское собрание «Проектная деятельность по теме «Космос» Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего.

Доклад на родительском собрании «Проектная деятельность в детском саду» Доклад на родительском собрании на тему: "Проектная деятельность в детском саду". С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей, творческой инициативы, воспитание культуры речи В настоящее время уровень развития ребенка все более становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги.

Программа развития эмоционального интеллекта для детей раннего возраста «Наши любимые игрушки» Составитель: воспитатель Жаркова Анна Андреевна Планирование работы: Группа : 1я младшая Цель: развитие эмоциональной отзывчивости у младших.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллектаРазвитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Детские писатели
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей
Опубликовано: 14 июня 2016 в 19:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Подарки своими руками»
На нашем сайте очень много талантливых и креативных педагогов, маамовцев, идеи которых манят меня ежедневно заходить на сайт и вдохновляться! Благодаря Вам и...
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...