Екатерина Харитонова
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей
Здравствуйте, коллеги.
Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития детей является развитие эмоционального интеллекта.
Публикация «Доклад, Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Слайд [3] Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. По их мнению, эмоциональный интеллект включает в себя :
– самосознание (уверенность в себе, самооценка, образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями, инициативность, открытость);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми, сопереживание);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии.
Слайд [4] У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект?
Ответ дают многочисленные исследования ученых, которые доказали, что неумение перерабатывать собственные эмоции лежит в основе многих психосоматических заболеваний. Эмоции нужно выражать, а не подавлять. Умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является фактором, укрепляющим психическое здоровье ребенка.
Слайд [5] Кроме того, исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, вряд ли сможет стать успешным в обществе.
Поэтому только развитие логического мышления и кругозора ребенка (чему мы уделяем много времени в своей педагогической работе) еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Слайд [6] Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• Умение контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
• Умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающих;
• Умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• Способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Слайд [7] Для развития эмоционального интеллекта сегодня в дошкольной практике используются разнообразные методы и приемы:
• Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные игры);
• Арт-терапия (рисование, музыка);
• Сказкотерапия, игры-драматизации;
• Психогимнастика (пантомимы, мимика);
• Игровые обучающие ситуации и др.
Одним из современных средств развития эмоционального интеллекта у дошкольников выступает проектная деятельность, позволяющая ребенку проявлять свою активность, живое участие, заинтересованность.
Сегодня мы рассмотрим один из видов проектной деятельности в детском саду – это нормативная проектная деятельность.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Они всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Слайд [8] Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
Работа с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации, в ходе которых дети переживают различные, чаще отрицательные эмоции.
Слайд [9] Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
Приведем пример. Дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».
Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила и контроль за его соблюдением, как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.
слайд[10] В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
На первом этапе педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения.
На втором этапе происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
На третьем этапе дети зарисовывают нежелательные последствия неприемлемого поведения.
Слайд [11] На четвертом этапе дети рассказывают о своих рисунках.
На пятом этапе детям предлагается подумать над ситуацией и предложить правило поведения в группе, правило не должно быть запрещающим, чтобы не подавлять инициативу детей.
На шестом этапе дети зарисовывают придуманное правило
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Правило вносится в «книгу правил».
Восьмой этап связан с выполнением «знака» и включением его в правила.
В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этапы, разделив лист бумаги на две части и попросив нарисовать сложившуюся ситуацию с левой стороны, а с правой стороны нарисовать правильные действия в данной ситуации, а затем в кругу обсудить нарисованное с детьми.
Подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога.
Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12, но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционального интеллекта у дошкольников.