Лилия Крученко
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру».
Цель: изучить способы, методы и приемы активизации речи детей дошкольного возраста,обьединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей,развивать связную речь,выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи, которые были поставлены:
-учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
-развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
-продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
-объединить усилия педагогов и родителей для развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры;
-формировать грамматический, лексический строй речи;
-продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
-пополнять словарный запас детей с помощью дидактических игр;
-развивать мелкую моторику рук.
Актуальность: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Методы организации театрализованной деятельности:
Практические- игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика,инсценировки, драматизации.
Словесные- рассказ, чтение педагога, рассказ детей. Беседа,подбор синонимов, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.
Гипотеза:
Развитие речи детей дошкольного возраста возможно при условии, если :
Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей,контроль за развитием речи воспитанников.
Проводится работа в период адаптации детей.
Наличие системы работы с родителями.
Перечень вопросов по самообразованию :
1. изучение психолого-педагогической литературы;
2. разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
3. проектная и исследовательская деятельность;
4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
5. продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемые трудности в процессе развития речи по средствам дидактических игр :
1. неумение представлять ребенком самого себя;
2. снижена речевая память;
3. не выразительная речь;
4. трудности диалоговой речи;
5. частичная или полная закрепощенность;
6. снижена эмоционально-волевая сфера.
Пути преодоления трудностей :более активное вовлечение детей в дидактическую игру,индивидуальная работа по развитию речи.
Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Форма отчета по проделанной работе: (мастер класс, презентации, открытый показ мероприятий.)
В первом этапе (Теоретическом) работы будет подбор и изучение литературы: Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность, Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М, ТЦ Сфера. 2007. Сборник методичек, дидактических игр и упражнений, интернет - ресурс и др.
Во втором этапе (Практическом) я разработала перспективный план работы с сентября по май по данной теме, в течении года будетпополняться предметно- развивающая среда, подбираться материал по теме. Буду проводить диагностику детей по развитию речи.
Были разработаны такие консультации для родителей: «Роль игры в развитие речи детей», «Дидактические игры, которые можно провести дома».
Анкетирование родителей по теме.
В третьем этапе (итоговом) буду проводить анализ работы по данной теме, знакомить родителей с итогами работы, а также привлекать родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Планируется викторина по развитию речи на тему «Поговорим-проговорим».
Планирую в дальнейшем работать с детьми и родителями по данной теме.