Людмила Михайлюк
Сказкотерапия в работе с детьми с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Сказкотерапия в работе с детьми с ментальными нарушениями»
Что такое Сказкотерапия?
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Это самый древний метод воспитания.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми с ментальными нарушениями» размещена в разделах
Цель сказкотерапии- создание условий для коррекции речевых нарушений детей, снижение агрессивности, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной само регуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Применяя в обучении сказку, корректируются проявления негативного поведения у детей. Начинаешь читать сказку, и встревоженный ребёнок уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов, тревожности и погружается в удивительный мир сказки… Дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. Поэтому легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Также, при работе со сказкой у детей развивается речь, активизируется и обогащается словарный запас. Они с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в сказках несколько раз. Звучание этих повторов помогают ребёнку запомнить их, использовать в речевом общении с детьми и взрослыми.
Работа над сказкой проходит в 3 этапа.
Основные этапы работы над сказкой
Первый этап
1. Чтение сказки и знакомство с её персонажами.
2. Знакомство с главным героем сказки, с отрицательными героями сказки.
3. Пересказывание сказки с детьми.
4. Анализ сказки.
5. Сочинение сказки.
Второй этап
6. ИЗО (рисование, лепка, аппликация героев сказки, изготовление настольных игр, подвижные, пальчиковые игры.
Третий этап-подготовка сказки к показу
1. Обсуждение характеров героев.
2. Разучивание диалогов.
3. Иммитация движений сказочных персонажей.
4. Развитие мимики и пантомимики.
5. Репетиции сказки.
6. Показ сказки.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой сферы, координацию движений, речи). Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация». «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, в эмоциях, чувствах, состояниях.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Поэтому применение сказки не только возможно, но и необходимо в силу своей эффективности.
«Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете.
Станет легче детям жить.»