Татьяна Чулкова
Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд№1)Сторителлинг – как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста.
Проблема развития речи – является одной из самых острых в современном образовании.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников.
Публикация «Сторителлинг как интерактивный метод, способ развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Отсюда вытекает задача – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности ребёнка. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес.
(слайд№2)Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй».
(слайд№3)Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Что же такое сторителлинг, и каким он бывает?
(слайд№4) Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
(слайд№5) Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы. Например, мы говорим, к нам на занятие пришёл гном. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это активный сторителлинг,
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).
(слайд№6) В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление
2. Развитие событий
3. Кульминация
4. Заключение.
Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из них.
1. Вступление должно быть коротким, здесь дети знакомятся с героем, где он живет, что делает? Далее ставится проблема. Варианты вступления могут быть следующими:
• Когда-то давным-давно…
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были…
• Это произошло темной и дождливой ночью…
2. Следующий элемент - Развитие события.
Эта часть дает возможность проникнуть в проблему, о котором рассказывается в вступлении. Здесь рассказывается о том, что произошло с героем.
3. Кульминация – здесь появляется разрешение поставленной проблемы. В конечном итоге находится решение.
4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.
На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков,54 картинки, которые погружают нас в мир фантазий и приключений. Оригинальные «Кубики историй» можно сейчас заказать в сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решили разработать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей нашей группы. Наблюдая за детьми во время игры, я заметила, что детям нравится играть с кубиками. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и самостоятельной деятельности. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики, клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей.
(слайд№7) Цель игры «Кубики историй»– обогащение устной речи, развитие у детей умения составлять рассказы.
Задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнять использование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Свои «Кубики историй» я поделила на группы
(слайд№8) Первая группа - это набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном кубике изображены только предметы, на другом - герои, на третьем - погодные явления и т. д.)
Вторая группа – это тематические кубики, например, по теме «Времена года»
И третья группа – это разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.
В своей работе я использую несколько способов игры с «Кубиками историй». Строю работу от простого к сложному.
(слайд№9) 1. Самый простой способ - использование «кубиков историй для обучения составлению фразы из 2 слов. Это можно использовать с детьми начиная с младшего возраста.
Для этого берутся два кубика: 1 кубик – Существительное, второй - кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) или с изображением признаков предметов (красный, круглый и т. д. ,Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», и уточняем у ребенка, бывает ли такое.
(слайд№10) 2. Второй способ игры эффективен при ознакомлении детей по обучению составлению коротких рассказов (из нескольких предложений). Для этого я использую только кубики с картинками из одной категории, так чтобы на выпавших гранях мы увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т. д. Складываю отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебную коробочкук», трясём его и высыпаем кубики на стол. Затем помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. 3 способ - Берем «волшебную коробочку» с кубиками разных категорий, хорошенько трясем его и высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используется 9 кубиков, что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Предлагаю детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминаю несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Например, «Хочу рассказать, как я…» или «Однажды….»
Кубики историй” нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Иногда наши кубики «оживают» и начинается игра «Подвижные кубики». Детям нравится так бросать кубики, что бы они разлетались в разные стороны. Я использую этот момент и даю детям возможность подвигаться! Дети добираются до разлетевшихся кубиков разными способами допрыгивают, ползут - от одного кубика к другому и сочиняют историю!
На основе «кубиков историй» я изготовила несколько дидактических игр, в которые дети с удовольствием играют. С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю.
(слайд№11) Дидактическая игра «Времена года». Игра состоит из четырёх кубов. На одном кубе, на гранях изображены четыре времени года, на трёх остальных, соответствующие картинки, для каждого времени года. В этой игре бросается только один куб, на котором изображены времена года. Затем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба и называют время года, о котором будет рассказ. Далее дети подбирают соответствующие картинки этому времени года и составляют рассказ.
(слайд№12) Дидактическая игра «Потешки на кубе»
На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб мы вместе с детьми рассматриваем верхнюю выпавшую сторону куба, и разучиваем соответствующую потешку. А далее дети, сами самостоятельно играют в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.
Техника сторителлинг широко применяется не только в развитии речи, при составлении каких либо историй или рассказов, но и в речевой коррекции.
(слайд№13) Дети очень любят играть в кубики «Артикуляционная гимнастика.». Бросая кубик они выбирают упражнения для язычка, которые с удовольствием выполняют, глядя в зеркало.
«Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.
(слайд№14) Взяв за основу «Кубики историй» я изготовила игру «Соты»
Цель игры:
Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова).
Ход: Выкладывается сота со схемой положения звука в слове. К ней подбираются соты с рисунком на определённый звук.
Материал:
Карточки в форме сот, на которых изображены:
Схемы месторасположения звука и различные картинки
Дидактическая игра «Гусеница»
Цель этой игры :
Упражнять в умении выделять первый и последний звуки в слове.
Гусеницу с картинками надо выкладывать так: название изображения на круге должно начинаться с того же звука, которым заканчивается название предыдущего изображения. Например: арбуз – зонт – топор – роза и т. д.
В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :
(слайд№15) 1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка
2. Помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает гзапомнить материал3
3. Может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории
Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Какие же возможности дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет :
(слайд№16) • разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
(слайд№17) Спасибо за внимание!