Получи документы

Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения «Дома разных народов»

Ильина Ольга
Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения «Дома разных народов»

Конспект НОД

с использованием технологии

проблемно-диалогического обучения

«Дома разных народов»

для детей старшей группы

Подготовила:

Воспитатель Ильина О. И.

Цель: развивать познавательную активность детей, уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ разных народов, используя технологию проблемно-диалогового обучения.

Задачи:

1. Образовательные:

Публикация «Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения „Дома разных народов“» размещена в разделах

- актуализировать знания детей о домах разных народов, о их разнообразии, уникальности и природосообразности;

- формировать представления детей о зависимости типов жилья от места проживания человека;

2. Развивающие:

- развивать умения:

• искать информацию, обрабатывать её и анализировать;

• видеть (слышать) точку зрения другого;

• договариваться и находить общее решение;

- развивать диалоговую речь;

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать познавательный интерес, мышление, внимание;

3. Воспитательные:

- формировать нравственные качества детей, способствующие межэтнической социализации;

- обеспечивать диалоговое общение, активное взаимодействие и партнёрской позиции детей и взрослого в процессе познания;

- формировать нравственные качества детей, воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, взаимопомощь;

Предварительная работа:

1) рассматривание глобуса, географического атласа,

2) беседы о разных странах и народах.

Словарь: иглу, юрта, вигвам, эскимос, индеец, башкирка.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Материал:

демонстрационный: конверт с письмом и изображениями детей разных народов и их жилищ, схема постройки вигвама, энциклопедия, кусок войлока

раздаточный: деревянные палочки, кусочки ткани, верёвка, картинки с изображением домов разных народов и представителей разных народов, бумага формата А3, клей-карандаш, фломастеры

Ход занятия

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила почтальона и он передал нам письмо. Давайте откроем его и посмотрим, что там написано. (В конверте письмо и изображения детей-представителей разных национальностей: индеец, эскимос, башкирка.)

Письмо: Здравствуйте, ребята! Мы приехали в ваш город на экскурсию, нам очень здесь понравилось и теперь нам надо возвращаться обратно, но мы потерялись. Помогите нам вернуться домой, мы очень надеемся на вас. Мы все разных национальностей и живём в разных домах.

Воспитатель: Ребята, поможем этим детям? Дети: ответы детей

Воспитатель: А, в письме было сказано, где они живут? Дети: ответы.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в конверте есть подсказка!

(Достаю из конверта картинку, на которой изображена семья, стоящая рядом с домом).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за строение? Дети: ответы

Если дети затрудняются ответить, вспоминаем, что нужно сделать, когда чего-то не знаешь:

- спросить у взрослого;

- поискать информацию в интернете;

- поискать информацию в энциклопедии.

Воспитатель: Ребята у нас есть энциклопедия о жилищах разных народов мира. Там есть изображения разных домов. Давайте возьмём энциклопедию и поищем похожее изображение.

(Листают энциклопедию и находят изображение).

Воспитатель: Да, правильно, мы нашли похожий дом. Кто догадался из чего он сделан? Дети: ответы

Воспитатель: Да, вы правы он из снега и льда. А где может находится такой дом?

Дети: ответы (на севере)

Воспитатель: А как вы думаете, кто эти люди около дома?

Дети: ответы

Воспитатель: эти люди эскимосы. Они живут на Крайнем Севере.

Воспитатель: Подумайте, а можно на севере сделать дом из другого материала?

Дети: ответы

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам порассуждать. Из чего традиционно строят дома? Дети: ответы

Воспитатель: Есть ли на Крайнем севере деревья? Дети: ответы

Воспитатель: Так из чего же строить дома? (Из того, что есть под рукой. А там много снега.) Итак, в природе ничего не происходит случайно. Природа все предусмотрела, человеку только остается воспользоваться ее дарами.

Воспитатель: Ребята этот дом называется иглу. Давайте мы обратимся к энциклопедии, которую вы рассматривали. Послушайте, что там написано:

Иглу - это куполообразная конструкция из снежных или ледяных блоков. Высота постройки составляет чуть более человеческого роста, около 2 метров.

Внутреннее помещение застилается шкурами. Для обогрева жилища и его освещения используются плошки-жирники. Когда зажигают огонь в хижине, ее внутренняя поверхность быстро оплавляется, становится гладкой. И сразу таяние снега и льда прекращается. Образовавшаяся пленка делает жилище теплее и прочнее.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из потерявшихся детей может принадлежать этот дом?

Дети: ответы

: Предлагаю сформулировать вывод.

ВЫВОД 1. Это дом эскимоса, он называется иглу. Он находится на Крайнем Севере.

В этом доме может жить потерявшаяся девочка- эскимос.

Физ. Разминка:

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;

Мы польём его водой, (присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)

Ком за комом мы кладём, (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)

Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, в моём конверте ещё одна подсказка.

(Достаю из конверта картинку с изображением схемы вигвама)

Воспитатель: Ребята, здесь схема постройки жилища. Давайте попробуем построим по этой схеме дом.

(Воспитатель подводит детей к столам, на которых приготовлены наборы для постройки этого дома).

Воспитатель: Смотрите, здесь деревянные палки, кусок ткани, верёвка, картон, пластилин. Это то что нужно, чтобы построить этот дом.

Воспитатель: Прежде чем мы начнём работать, предлагаю разделиться на 2 команды. (воспитатель предлагает детям вытащить из ёмкости по одной фишке. Фишки красного цвета – команда № 1, фишки синего цвета – команда № 2). Команды встают вокруг своих столов и, используя необходимые материалы, выполняют работу. Педагог проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, что у вас получилось?

Воспитатель: Вы знаете, как называется этот дом?

Дети: ответы

Воспитатель: Тогда вспоминайте, что мы делаем, когда чего-то не знаем.

Дети: ответы (Мы спросим у взрослого. Посмотрим в энциклопедии или в интернете)

Воспитатель: Хорошо, давайте найдем ответ в энциклопедии.

Это жилище называется вигвам. Он является основным жилищем североамериканских индейцев. Строится вигвам следующим образом: втыкается центральный столб, затем сооружался каркас из жердей и поверх жердей накрывался любым подручным материалом. В качестве материала могло быть и кора деревьев, и плетеные циновки, и шкуры животных.

Воспитатель: А кто может жить в таком доме?

Дети: ответы

Воспитатель: Кому из детей, изображённых на картинках, принадлежит этот дом?

Дети: ответы

Воспитатель: как вы догадались? Дети: ответы

Воспитатель: А теперь предлагаю сделать второй вывод.

ВЫВОД 2. Мальчик – индеец, живёт в Северной Америке. Дом индейцев называется вигвам.

Воспитатель: В конверте ещё что-то осталось, давайте посмотрим. (Достаю последнее изображение.) Что здесь изображено? Дети: ответы

Воспитатель: Знаете, как он называется?

Дети: ответы

Воспитатель: давайте опять обратимся к нашей энциклопедии и узнаем, что же это за дом.

Юрта - переносное летнее жилище кочевников-скотоводов. Это жилище строят, башкиры и другие кочевые народы. Юрту строят из раздвижных деревянных решёток и жердей, а сверху покрывают всё это войлоком, который валяют из шерсти овец. Из войлока делают ковры, которыми накрывают сверху каркас. Войлок - очень прочный, он не пропускает ветер, дождь. Такая юрта быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение всего одного часа. Юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях.

(Воспитатель показывает детям войлок, даёт потрогать)

Воспитатель: Это и есть войлок. Потрогайте его. Какой он на ощупь? Дети: ответы

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот материал используется для постройки юрты? Дети: ответы детей

Воспитатель: Вспомните наш разговор. Природа сама подсказывает людям, из чего им строить дом. Юрта сделана из шерсти овец. А народ – скотоводы. Значит, для них - это самый доступный материал. Им покрывают юрты, делают из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы.

Воспитатель: Как вы думаете, кому может принадлежать этот дом? (Ответы)

Дети: ответы

Воспитатель: А кто эта девочка? Дети: ответы

ВЫВОД 3. Эта девочка башкирка. Её дом называется юрта. Такие дома строят люди, живущие в степях и ведущие кочевой образ жизни. Значит наша гостья приехала из Башкирии.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали где и в каких домах живут наши гости. А как же мы им поможем добраться домой? Дети: ответы

Воспитатель: Я согласна с вами, давайте, сделаем карту, чтобы им легче было найти дорогу домой. Предлагаю такой порядок работы:

- одна подгруппа приклеивает картинки с изображением детей,

- вторая подгруппа наклеивает картинки с изображением домов

- третья подгруппа рисует стрелками путь к домам.

Дети на листе формата А3 приклеивают изображения домов, людей и показывают стрелками, кто в каком направлении должен идти. Потом показывают получившуюся карту, объясняют, где живут гости, как называется их дом и как им вернуться домой.

Воспитатель: Прекрасно, что все так благополучно закончилось. Хорошо, что эти дети нашли свои дома, ведь нет ничего важнее в жизни, чем родной дом. Ребята, вспомните пословицы и поговорки о доме:

В гостях хорошо, а дома лучше.

Нет места лучше дома.

Дома и стены помогают.

Мой дом – моя крепость.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все мыслите правильно. Мы все живем в разных странах и городах. Но все мы должны дружить, потому что наш общий дом – планета Земля.

Сегодня мы с вами узнали, что дома могут быть самыми удивительными! Но таких домов еще очень много. Если вам это интересно, то предлагаю вам в ближайшие дни продолжить знакомство с разными домами.

Наше занятие подошло к концу.

Публикации по теме:

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России»Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Цель: Воспитание любви и уважения.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Проект «Подвижные игры разных народов мира»Проект «Подвижные игры разных народов мира» Подвижная игра считается неизменным спутником в жизни ребенка и вызывает большой интерес. Ведь в игре можно проявить ловкость, смекалку,.

Проект «Жилище разных народов»Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Сценарий праздника «Дети разных народов — вместе!»Сценарий праздника «Дети разных народов — вместе!» Ведущая-Воробьёва Нина Ивановна: Много нас разных: задорных, веселых, Светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет.

Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография»Сидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Знакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышленияЗнакомство с фольклором разных народов России в рамках проекта «Посткроссинг». Мои размышления Рисунок по народной якутской сказке "Мышонок и оленёнок" Саши Ф. В начале 2016 года я получила предложение на МААМ от московского педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием технологии проблемно-диалогического обучения «Дома разных народов»
Опубликовано: 23 февраля 2023 в 12:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД