Папки-передвижки

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»

Екатерина Борисовна Егошкина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации программы: 3 учебных года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, чем в древние времена, но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, но и смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому направленностью данной программы является изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности „Моя безопасность“» размещена в разделах

Актуальность программы: Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы СМИ не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей.

А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей, в том числе и детей. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасности. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека выручают знания, иногда инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами и, главное, знаниями не в полной мере.

Избежать опасности можно обучая детей основам безопасности с раннего возраста, так как именно в дошкольной возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдения – потребностью. Таким образом, актуальность программы «Моя безопасность» не вызывает сомнений.

Новизна программы: заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания. Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения, энергетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, закаливание и др., а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).

Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что она способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.

Деятельность по программе кружка «Моя безопасность» имеет большое познавательное и воспитательное значение в развитии детей дошкольного возраста.

Цель программы: сформировать элементарные навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с основными понятиями опасных для жизни и здоровья ситуаций и особенностями поведения в них;

- довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать её;

- научить детей находить выход из создавшейся ситуации, если избежать неприятностей всё же не удалось;

- научить обращаться за помощью.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность;

- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

- способствовать развитию связной речи, слуховому и зрительному вниманию;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Воспитательные:

- создать условия для осознанного отношения детей к необходимости выполнения правил безопасности;

- способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения;

- воспитывать у детей чувство ответственности, уверенности в своих силах;

- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Данная программа, в силу своего особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует построения следующих принципов:

- принцип полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения. То дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности;

- принцип систематичности и последовательности – работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы и последовательно;

- принцип возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип интеграции – данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;

- принцип преемственности взаимодействия ДОУ и семьи;

Методы обучения:

- метод сравнения – помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, помогает сравнивать опасные и неопасные ситуации и т. д. ;

- метод моделирования ситуаций – даёт ребёнку возможность применить полученные знания, развивает воображение и мышление, и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;

- метод повторения – повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формированию выводов, повышает познавательную активность;

Формы обучения:

- беседы, рассуждения, обсуждения;

- проведения НОД;

- рассматривание плакатов, иллюстраций, макетов;

- экскурсии;

- чтение и обсуждение художественной литературы;

- игротерапия (тренинги, создание игровых обучающих проблемных ситуаций, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);

Средства организации обучения:

Используются средства наглядности, аудио-видео материалы, презентации, дидактические материалы, художественная и методическая литература, здоровьесберегающие технологии.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 3 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ребёнок и природа.

Ядовитые грибы и ягоды. Контакт с животными и насекомыми. Природные явления. Безопасность на воде.

Ребёнок – дома.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, электроприборы, бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предмет) в зависимости от возраста. Экстремальные ситуации в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь, уметь потушить начинающийся пожар).

Ребёнок – среди людей.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Если чужой приходит в дом.

Ребёнок и улица.

Если ребёнок потерялся. Безопасность в зимнее время года (гололёд, сосульки, катание с горки, на водоёме).

Ребёнок – участник дорожного движения.

На какие части делится улица. Кто является участником дорожного движения. Где можно и нельзя играть. Правила поведения в транспорте. Светофоры и дорожные знаки. Пешеходные переходы. Спецтранспорт. Дорожные ловушки. О работе регулировщика.

Ребёнок и его здоровье.

Что такое здоровье и как его сохранить. Витамины. Закаливание. Моё тело. Правильное питание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь 1 Беседа о съедобных и несъедобных грибах.

2 Беседа о съедобных и ядовитых ягодах.

3 Беседа о насекомых и правилах поведения с ними.

4 Беседа о том, на какие части делится улица и для чего они предназначены.

Октябрь 1 Беседа об участниках дорожного движения.

2 Беседа о пешеходном светофоре.

3 Беседа о транспортном светофоре.

4 Беседа о видах пешеходного перехода. Знаки: «пешеходный переход наземный», «пешеходный переход подземный», «пешеходный переход надземный».

Ноябрь 1 Беседа о том, как правильно себя вести в транспорте.

2 Беседа о том, как правильно себя вести на остановке общественного транспорта. Знак «Место остановки троллейбуса или автобуса.

3 Беседа о безопасном месте для игр на улице.

4 Беседа о транспорте (общественный, спецтранспорт).

Декабрь 1 Беседа о здоровье (что такое «здоровье», как его сохранить и укрепить).

2 Беседа: «Чистота – залог здоровья».

3 Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах.

4 Беседа: «Домашняя аптечка».

Январь 1 Беседа о правилах поведения на горке, играх в снежки, катании на санках и ледяных дорожках.

2 Беседа о том, почему нельзя есть снег, сосать сосульки.

3 Беседа об электроприборах и электричестве.

4 Беседа: «В страну электроприборов».

Февраль1 Беседа о газовой плите.

2 Беседа «Осторожно, огонь!»

3 Беседа: «Пожар в доме».

4 Беседа о пожарных.

Март 1 Беседа о правилах поведения при пожаре.

2 Беседа о том, как может начаться пожар в лесу.

3 Беседа: «Для чего нужен телефон?» (телефоны экстренных служб)

4 Беседа об опасности на водоёмах весной.

Апрель 1 Беседа о том, что нельзя открывать дверь незнакомцу.

2 Беседа: «Незнакомец на улице»

3 Беседа: «Если ты потерялся».

4 Беседа: «Умей сказать – нет и позвать на помощь».

Май 1 Беседа: «Если чужой приходит в дом».

2 Беседа: «Осторожно, бытовая химия».

3 Беседа о безопасном обращении с животными.

4 Беседа: «Осторожно, гроза!»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2004 г.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2001

3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. : ТЦ Сфера, 2003

4. Пола Статмен Безопасность вашего ребёнка: Как воспитать уверенных и осторожных детей – Екатеринбург У – Фактория 2004

5. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000 г.

6. Шорыгина Г. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2002 г.

7. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Занятие в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов» МКДОУ детский сад «Берёзка» ЗАНЯТИЕ в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 22:56
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД