Дополнительная образовательная программа «Наши первые шаги» 4–7 лет

Лариса Тухтаманова
Дополнительная образовательная программа «Наши первые шаги» 4–7 лет

Пояснительная записка

В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию экологической культуры населения.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование личности с соответствующим уровнем культуры начинается с раннего детства. Поэтому на занятиях, посвященных знакомству с окружающим миром, следует уделить особое внимание тому, что природа существует по своим законам, многие из которых людям еще неведомы, и человек в ней занимает вполне определенное место. Причем Земля со всем ее растительным и животным миром прекрасно существовала, и существовать будет в отсутствии человечества, а вот людям без устойчивой экосистемы, сформировавшейся за миллиарды лет на нашей планете, выжить будет невозможно. Эта формула должна стать основополагающей при воспитании подрастающего поколения, поскольку ресурсы планеты истощены, и без осознанной регламентации собственных потребностей повернуть сосуществование человека и природы в позитивное русло не удастся.

Актуальность формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор программы делаем на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры выделяем метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у детей. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.

Цель: формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

1. Дать представление о понятии «экосистема», типами и разновидностями экосистем, их структурой и пищевыми и энергетическими взаимосвязями, пользуясь терминологией, доступной в этом возрасте.

2. Способствовать формированию экологической культуры, воспитывать бережному отношению к окружающему миру и к себе, любви к родному краю.

3. Способствовать развитию познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.

Задачи конкретизируются по каждой возрастной группе:

Задачи 4-5 лет

1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

2. Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы.

3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.

4. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Задачи 5-6 лет

1. Формирование элементов экологического сознания.

2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам).

3. Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе своего края

4. Воспитание культуры поведения и деятельности.

5. Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи 6-7 лет

1. Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей.

2. Воспитывать чувство гордости за свою планету, общий дом для всех, который надо беречь.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности, повторять правила безопасности жизнедеятельности.

4. Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения и предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Предлагаемая программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет

Сроки реализации программы три года, этапы

1 этап (с 4 до 5 лет)

- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;

-выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.

2 этап (с 5 до 6 лет)

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

3 этап (с 6 до 7 лет)

-умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);

- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Формы и режим занятий;

Занятия проводятся в каждой возрастной группе в течение периода с октября по май, один раз в неделю.

Продолжительность занятий:

15-20 минут в средней группе

20-25 минут в старшей группе

25-30 минут в подготовительной к школе группы.

Формы и методы работы, используемые при реализации программы, включают как традиционные,так и инновационные: чтение сказок, выполнение заданий (решение несложных задач, фиксация образа в рисунке по предложенным контурам, ответы на вопросы, простые практические и лабораторные работы.

Ожидаемые результаты

4 - 5 лет

• проявляет бережное отношение к природе;

• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

5 – 6 лет

• развита наблюдательность, познавательная деятельность;

•проявляет любовь к живому, интерес к природе, к своей малой родине;

• повышение уровня экологической грамотности;

•развитие творческих способностей у воспитанников;

•обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний

•любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

6- 7 лет

• знает животный и растительный мир своего поселка, района.

• проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

• стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;

• знает природоохранные объекты в районе;

• знаком с основными календарными народными праздниками.

Формы проведения, итоги реализации

В ходе реализации программыиспользуются следующие формы подведения итогов:

• Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

Экологические акции: «Мои добрые дела-для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая»,

• Экологические спектакли в постановке театра «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленые друзья».

• Выпуск экологической газеты «Берёзовые вести».

• Рисование на экологическую тематику.

• Досуги, экологические, народные праздники и т. п.

• Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии.

Еще приобретенные знания дети закрепляют в ходе праздников и музыкальных развлечений.В число традиционных праздников у нас вошли: День Земли(22 апреля, Волшебная Вода(22 Марта-день Воды, Праздник птиц. В таких формах работы особенно ярко прослеживается сотрудничество с родителями - дошкольники видят, как много уже знают старшие ребята, как они помогают природе, и стремятся тоже внести свой вклад.

В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Содержание программы дополнительного образования.

Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника.

1. «Мир вокруг нас»

Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Задачи:

• Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

• Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т. д.).

• Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.

• Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Содержание части

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо еёобитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи,которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.

С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве…. Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?

Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо.

2.«Живая природа»

Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

• Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т. д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.

• Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.

• Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

• Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

3.«Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»

Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.

Задачи:

• Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.

• Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.

• Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.

• Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

• Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

Содержание части

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра) и суша (материки и острова).На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодный края, умеренный климат. В Зависимости от климата на разных территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.

На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

4.«Посмотрите, это Я»

Мир живой природы имеет своё строение.Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.

Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т. д.В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.

Человек, как представитель животного мира, отличается от своих «собратьев»разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.

5. «Я-исследователь»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы,как:

• Экологическая акция «Наша клумба».

• Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины».

• Выпуск информационного буклета «Советы здоровья».

• Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».

6.«Растения вокруг меня»

Цель: создать условия для представлений детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений.

Задачи:способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, используя модель и обследовательские действия, для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать.

Содержание части

Дети ведут обследовательские действия: сравнивают по величине, по толщине, на ощупь. Воспитатель объясняет, почему у алоэ листья толстые, а у бальзамина - тонкие.Дети приносят необходимый материал: воду, лейки. Рассказывают, как нужно поливать и сколько воды нужно бальзамину (выставляют модель, алоэ, как можно вытирать пыль с листьев, еще раз обследуют (алоэ вытирают влажной салфеткой, а бальзамин опрыскивают). По модели дети напоминают,что нужно делать с растениями: поливать, мыть, опрыскивать.

7. «Круговорот в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Задачи: показать где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.

Содержание части

Воспитатель обращает внимание на картины, где изображены моря, реки, озера. Дети объясняют. Затем читают стихотворение Н. Рыжовой. Ведется беседа о воде, как рождаются речки, озера, моря. Рассматривают схему круговорота воды в природе и рассказывают как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняют, как это происходит. Игра «Ходит капелька по кругу».После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь». Рассматривают на глобусе Балтийское море. Подчеркнуть, что в реках, озерах,морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной.

8.«Условия жизни на Земле»

Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Задачи:

1. Способствовать систематизации представления детей о многообразии окружающей природы;

2. Формировать эмоционально- положительного отношения и познавательного интереса к различным объектами явлениям природы, проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы,

3. Развивать способность и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.

Содержание части

Земля, вода, лес - наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова М.Пришвина: «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи-горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

С давних пор люди на Земле занимаются хозяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле,приходится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины. Вот почему на Земле остается все меньше лесов, животных, растений. Но беречь нужно всех и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам ежи белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые, их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Нужно беречь нашу землю и все живое существо.

Список использованной литературы.

1. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 2009.-32с.

2. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. -2006.-№ 7.-с. 36

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.

4. Парциальная программа "Жизнь вокруг нас" Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Дополнительная образовательная программа «Ладушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол.

Дополнительная образовательная программа. ОтчетДополнительная образовательная программа. Отчет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными.

Дополнительная образовательная программа «Забавные ниточки» Пояснительная записка Программа кружка разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. С учётом возрастных, личностных.

Дополнительная образовательная программа «Здоровье» Дополнительная образовательная программа «ЗДОРОВЬЕ!» Составитель: воспитатель Матюшина Татьяна Ивановна Детский сад «Радуга», Структурное.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем»Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем» Пояснительная запиcка Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
  • Весна
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Наши первые шаги» 4–7 лет
Опубликовано: 8 октября 2017 в 19:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»
Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть сущность...
Дидактическое пособие по сенсорному развитию «Волшебный коврик»
Представляю вашему вниманию дидактическое пособие "Волшебный коврик" для развития сенсомоторных навыков. Во 2 группе раннего возраста, в которой я работаю,...
Фотоотчёт о фольклорном Рождественском празднике
В нашем дошкольном образовательном учреждение стало уже доброй традицией в рождественские праздничные дни подготавливать концерт для ветеранов...