Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа «Логоритмика»

Алина Овчинникова
Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа «Логоритмика»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Логоритмика»

1. Пояснительная записка

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа „Логоритмика“» размещена в разделах

Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельности по логоритмике. Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как НОД создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и прочее.

Актуальность программы : С каждым годом, по наблюдению учителей-логопедов, в детских садах растет количество детей с различными речевыми патологиями. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку.

Направленность программы : НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Отличительная особенность: Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы (приложение «Учебно - тематический план»). Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникативных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.

Логоритмка является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисцыплины.

Адресат программы : Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

Игровая деятельность: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

Общая моторика: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость и силовые качества.

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании.

Психическое развитие: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Речевое развитие: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребё нок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Музыкально-художественая и продуктивная деятельность. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

1.1 Цели и задачи программы

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Образовательные:

• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с речевыми нарушениями;

• создать условия для организации НОД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;

• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции.

Обучающие:

• уточнить артикуляцию;

• развивать слуховое внимание и двигательную память;

• развивать восприятие и воспроизведение ритма;

• совершенствовать общую и мелкую моторику;

• вырабатывать четкие, координированные движения во взаимосвязи с речью;

• развивать творческую фантазии и воображения.

• Воспитательные

• воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное отношение друг к другу;

• создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации;

• вызывать желание выполнять задание педагога творчески.

1.2 Условия реализации программы

Непосредственно образовательная деятельность по логоритмике проводится с детьми 1 раз в неделю музыкальным руководителем. Длительность НОД составляет 30 минут.

• Форма проведения занятия - подгрупповые.

• Сотрудничество специалистов ДОУ в подготовке и проведении логоритмических занятий.

• Отдельное помещение (музыкальный зал)

Каждое занятие представляет единую целостность: тематическую и игровую.

Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формированию произносительных умений и навыков, формирование целостного представления об образе звука и соответствующей ему букве.

Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:

• ходьба и маршировка в различных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

общеразвивающие и коррекционные упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения для развития музыкального слуха;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения в игре на инструментах;

• импровизация на детских музыкальных инструментах;

Игровая деятельность включает: игры на месте (статические); малоподвижные и полу подвижные игры; подвижные игры; сюжетные подвижные игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; развитие творческой инициативы; заключительные упражнения на расслабление (релаксацию).

1.3 Планируемые результаты освоения программы

• Расширить словарный запас по лексическим темам.

• Сформировать умение выполнять движения в соответствии со словами.

• Сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание.

• Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.

• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

• Выполнять упражнения на развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

• Выполнять речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• Определять характер музыки, согласовывая ее с движениями.

2. Учебный план программы

Раздел, тема Количество часов Формы контроля

Всего Теория Практика

3. Содержание программы

Тема 1 «Путешествие язычка». (Двигательное упражнение «прогулка в лес»; Чистоговорка «с» -«с’»)

Тема 2 «Спор грибов и ягод». (Фонопедичское упражнение «Ежик»; Песня об осени).

Тема 3 «В гостях у лесного гнома». (Коммуникативная игра «Здравствуй, клен»;

Попевка «Осенины»; Ритмическая игра «Лешкин клен»).

Тема 4 «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева. (Упражнение на развитие внимания «Полет»; Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»).

Тема 5 «Пых» по мотивам бел. н. с. (Попевка «Кап-кап;Упр. на развитие дыхательных мышц и голосового аппарата «Ветер»; Хоровод «По-малину»).

Тема 6 «Спор овощей». (Фонопедическое упр. «Осень»; Танец с листьями).

Тема 7 «Колосок» по мотивам укр. н. с. (Речевое упр. «Петушок»; Логопедическая гимнастика).

Тема 8 «Приключения дождика». (Стихотворение с движ. «Меж еловых лап»; Коммуникативная игра «Туча»; Пальчиковая игра).

Тема 9 «Краски осени». (Упр. на развитие внимания «Дождик поливает грядки»; Пальчиковая игра «Осень»; Чистоговорки «Ц-Ц’»).

Тема 10 «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева. (Чистоговорки «Н-Н’»;Хоровод «Урожай собирай»;Упр. на развитие мимики).

Тема 11 «Кот, петух и лиса» по мотивам р. н. с. (Скороговорки; Чистоговорки «Д-Д’»).

Тема 12 «Теремок-холодок». (Попевка «Небо синее»; Фонопедическое упр. «Листочки»).

Тема 13 «Дед-Мороз построил дом». (Игра на развитие внимания «Птицы»; Распевка «Дождик»).

Тема 14 «От чего у белого медведя черный нос» по мотивам юг. н. с. (Чистоговорки «Л-Л’»; Фонопедическое упр. «Метель»).

Тема 15 «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева. (Игра на развитие внимания «Птицы»; Распевка «Дождик»).

Тема 16 «Снеговик на елке». (Упражнение на воображение «Дорожка»; Фонопедическое упр. «В лесу»).

Тема 17 «Морозята». (Чтстоговорки «П-П’»; «В-В’»;Ритмическое упр. «Мороз»).

Тема 18 «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского. (Чистоговорки «З-З’; Фонопедичкое упр. «Метель»).

Тема 19 «Приключения снежинки». (Логопедическая гимнастика «Потягушки»; Упр. на координацию движения «Зимние забавы»).

Тема 20 ««Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки. (Фонопедическое упр. «Снежинка»; Чистоговорка «Ц»; Упр. на координацию движения и речи «Умелые руки»).

Тема 21 «Мороз, солнце и ветер» по мотивам р. н. с. (Логопедичская гимнастика «Язычок»; Скороговорки; Двигательные упр. «Лесные жители»).

Тема 22 «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова. (Упр. на развитие внимания «На лошадке»; Упр. на координацию речи и движения «Умелые руки»).

Тема 23 «Гуси-Лебеди» по мотивам р. н. с. (Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок»; Чистоговорки «Т-Т’).

Тема 24 «Я маму обидел» по стихотворению Э. Мошковской. (Упр. на развитие внимания «На лошадке»; Стихотворение с движениями «Поедалочка»).

Тема 25 «Кем быть?». (Логопедическая гимнастика; Чистоговорки Н-Н’; Ритмическая игра).

Тема 26 «Откуда у носорога шкурка» по мотивам одноим. сказки Р. Киплинга. (Упр. на координацию речи и движения «Умелые руки»; Ритмическая игра «Молоточек»).

Тема 27 «Откуда у верблюда горб». (Упр. на координацию речи и движения «У моря»; Пальчиковая гимнастика «Две мартышки»).

Тема 28 «Откуда у кита такая глотка». (Чистоговорки З-З’; Упр. на развитие дыхания).

Тема 29 «Космическое путешествие». (Упр. на координацию речи и движения «Рыбки»).

Тема 30 «Лекарство от зевоты». (Самомассаж тела «Черепаха»; Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти).

Тема 31 «Пасха». (Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»; Фонопедичсекое упр. «Ракета»).

Тема 32 «Колобок». (Закличка «Солнышко-ведрышко; Ритмическое упр. «Смешинка»; Упр. на продолжение выдоха).

Тема 33 «Волшебное зеркало» по мотивам чеш. н. с. (Стихотворение с движениями «Где петушок искал гребешок»; Фонопедическое упр. «Полюбуйся, весна»).

Тема 34 «Как муравьишко дом солнца искал».(Закличка «солнышко-ведрышко» Динамическая игра «Принцесса» Логопедическая гимнастика).

Тема 35 «История о том, как гном построил дом». (Фонопедическое упр. «Колокольчики гудели»; Двигательное упр. «Муравей»).

Тема 36 «Колесо».(Фонопедическое упр. «Утро»; Песня о солнце»; ритмическая игра «Молоток»)

3.1 Содержание материально-технической базы

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале. Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса-ковер. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

Наличие: фортепиано, музыкальный центр, интерактивная доска, ноутбук, набор аудио и видео записей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Зеркала для артикуляционной гимнастики.

Интерактивно-развивающее пособие «Лого-игры», «Логоритмика».

4. Календарный учебный график

Год обучения Дата начала

по программе Дата окончания по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий

2019-2020

02.09.19

30.05.20 38 36 30 мин

4.1 Методическое обеспечение программы

Основной формой проведения занятий по логоритмике является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.

При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка :

• наглядно-зрительные приёмы (показ движений, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий);

• приёмы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности;

• наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений;

• игровой приём;

• словесные методы (объяснение с опорой на имеющийся опыт детей; пояснение и показ движения; указания при воспроизведении движения; команды, сигналы; образный сюжетный рассказ; словесная инструкция);

• практический метод (проверка правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений).

Занятие по логоритмике включает следующие элементы:

логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков

• пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук

• упражнение на развитие общей моторики

• фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания

• вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания

• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

На занятиях по логоритмике используются следующие методические пособия:

• Карточки – схемы для ориентировки в пространстве, отстукивание ритма, заучивания движений, артикуляционных упражнений;

Дидактические игры: «Волшебный цветок», «Звуки «С-З-Ц» я вас различаю», «Звуки «Р-Л» я вас различаю», «Времена года», «Где чья мама?», «Фрукты»,

• Иллюстрации русских народных сказок, картинки-животные, звери, времена года, «Домик для язычка», «Домик с сюрпризом», «Разные звуки»;

• Предметные картинки, муляж – фрукты, игрушки, игрушки для кукольного театра, мягкие игрушки.

Обследование неречевых психических функций

(по Н. В. Серебряковой)

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - -. -

2-й элемент: -. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

• силу движений,

• точность движений,

• темп движений,

• координацию движений,

• переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение №1)

Список литературы

1. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

2. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;

3. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;

4. «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т. В. Нестерюк;

5. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница. по музыкальному воспитанию:

6. Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радыновой; «Музыкальная ритмика» Т. И. Суворовой;

7. Программа «Ритмическая мозаика» Т. И. Бурениной;

8. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина

9. «Ритмика в специальном образовании» А. М. Доронина, Л. Е. Шевченко, Н. В. Дорониной;

10. «Музыкальные складушки про весё лые игрушки: Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Л. К. Волошиной; «Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

11. «Конспекты логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста» (4-5;5-6;6-7) Ю. Н. Катрушина.

12. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О. А. Новиковской. Издательство «Корона. Век»

13. «Логоритмика для детей 5-7 лет» А. Е Воронова. Издательство «ТЦ СФЕРА»

№ Фамилия, имя ребенка Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики

Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Приложение

Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа «Логоритмика»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 14:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД