Алина Овчинникова
Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Логоритмика»
1. Пояснительная записка
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразивающая) программа „Логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельности по логоритмике. Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как НОД создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и прочее.
Актуальность программы : С каждым годом, по наблюдению учителей-логопедов, в детских садах растет количество детей с различными речевыми патологиями. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
В занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку.
Направленность программы : НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Отличительная особенность: Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы (приложение «Учебно - тематический план»). Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникативных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.
Логоритмка является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисцыплины.
Адресат программы : Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
Игровая деятельность: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Общая моторика: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость и силовые качества.
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании.
Психическое развитие: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
Речевое развитие: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребё нок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Музыкально-художественая и продуктивная деятельность. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
1.1 Цели и задачи программы
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Образовательные:
• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с речевыми нарушениями;
• создать условия для организации НОД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции.
Обучающие:
• уточнить артикуляцию;
• развивать слуховое внимание и двигательную память;
• развивать восприятие и воспроизведение ритма;
• совершенствовать общую и мелкую моторику;
• вырабатывать четкие, координированные движения во взаимосвязи с речью;
• развивать творческую фантазии и воображения.
• Воспитательные
• воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное отношение друг к другу;
• создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации;
• вызывать желание выполнять задание педагога творчески.
1.2 Условия реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность по логоритмике проводится с детьми 1 раз в неделю музыкальным руководителем. Длительность НОД составляет 30 минут.
• Форма проведения занятия - подгрупповые.
• Сотрудничество специалистов ДОУ в подготовке и проведении логоритмических занятий.
• Отдельное помещение (музыкальный зал)
Каждое занятие представляет единую целостность: тематическую и игровую.
Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы (подготовительному, формированию произносительных умений и навыков, формирование целостного представления об образе звука и соответствующей ему букве.
Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• общеразвивающие и коррекционные упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения для развития музыкального слуха;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения в игре на инструментах;
• импровизация на детских музыкальных инструментах;
Игровая деятельность включает: игры на месте (статические); малоподвижные и полу подвижные игры; подвижные игры; сюжетные подвижные игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; развитие творческой инициативы; заключительные упражнения на расслабление (релаксацию).
1.3 Планируемые результаты освоения программы
• Расширить словарный запас по лексическим темам.
• Сформировать умение выполнять движения в соответствии со словами.
• Сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
• Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
• Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
• Выполнять упражнения на развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
• Выполнять речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• Определять характер музыки, согласовывая ее с движениями.
2. Учебный план программы
Раздел, тема Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
3. Содержание программы
Тема 1 «Путешествие язычка». (Двигательное упражнение «прогулка в лес»; Чистоговорка «с» -«с’»)
Тема 2 «Спор грибов и ягод». (Фонопедичское упражнение «Ежик»; Песня об осени).
Тема 3 «В гостях у лесного гнома». (Коммуникативная игра «Здравствуй, клен»;
Попевка «Осенины»; Ритмическая игра «Лешкин клен»).
Тема 4 «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева. (Упражнение на развитие внимания «Полет»; Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»).
Тема 5 «Пых» по мотивам бел. н. с. (Попевка «Кап-кап;Упр. на развитие дыхательных мышц и голосового аппарата «Ветер»; Хоровод «По-малину»).
Тема 6 «Спор овощей». (Фонопедическое упр. «Осень»; Танец с листьями).
Тема 7 «Колосок» по мотивам укр. н. с. (Речевое упр. «Петушок»; Логопедическая гимнастика).
Тема 8 «Приключения дождика». (Стихотворение с движ. «Меж еловых лап»; Коммуникативная игра «Туча»; Пальчиковая игра).
Тема 9 «Краски осени». (Упр. на развитие внимания «Дождик поливает грядки»; Пальчиковая игра «Осень»; Чистоговорки «Ц-Ц’»).
Тема 10 «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева. (Чистоговорки «Н-Н’»;Хоровод «Урожай собирай»;Упр. на развитие мимики).
Тема 11 «Кот, петух и лиса» по мотивам р. н. с. (Скороговорки; Чистоговорки «Д-Д’»).
Тема 12 «Теремок-холодок». (Попевка «Небо синее»; Фонопедическое упр. «Листочки»).
Тема 13 «Дед-Мороз построил дом». (Игра на развитие внимания «Птицы»; Распевка «Дождик»).
Тема 14 «От чего у белого медведя черный нос» по мотивам юг. н. с. (Чистоговорки «Л-Л’»; Фонопедическое упр. «Метель»).
Тема 15 «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева. (Игра на развитие внимания «Птицы»; Распевка «Дождик»).
Тема 16 «Снеговик на елке». (Упражнение на воображение «Дорожка»; Фонопедическое упр. «В лесу»).
Тема 17 «Морозята». (Чтстоговорки «П-П’»; «В-В’»;Ритмическое упр. «Мороз»).
Тема 18 «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского. (Чистоговорки «З-З’; Фонопедичкое упр. «Метель»).
Тема 19 «Приключения снежинки». (Логопедическая гимнастика «Потягушки»; Упр. на координацию движения «Зимние забавы»).
Тема 20 ««Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки. (Фонопедическое упр. «Снежинка»; Чистоговорка «Ц»; Упр. на координацию движения и речи «Умелые руки»).
Тема 21 «Мороз, солнце и ветер» по мотивам р. н. с. (Логопедичская гимнастика «Язычок»; Скороговорки; Двигательные упр. «Лесные жители»).
Тема 22 «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова. (Упр. на развитие внимания «На лошадке»; Упр. на координацию речи и движения «Умелые руки»).
Тема 23 «Гуси-Лебеди» по мотивам р. н. с. (Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок»; Чистоговорки «Т-Т’).
Тема 24 «Я маму обидел» по стихотворению Э. Мошковской. (Упр. на развитие внимания «На лошадке»; Стихотворение с движениями «Поедалочка»).
Тема 25 «Кем быть?». (Логопедическая гимнастика; Чистоговорки Н-Н’; Ритмическая игра).
Тема 26 «Откуда у носорога шкурка» по мотивам одноим. сказки Р. Киплинга. (Упр. на координацию речи и движения «Умелые руки»; Ритмическая игра «Молоточек»).
Тема 27 «Откуда у верблюда горб». (Упр. на координацию речи и движения «У моря»; Пальчиковая гимнастика «Две мартышки»).
Тема 28 «Откуда у кита такая глотка». (Чистоговорки З-З’; Упр. на развитие дыхания).
Тема 29 «Космическое путешествие». (Упр. на координацию речи и движения «Рыбки»).
Тема 30 «Лекарство от зевоты». (Самомассаж тела «Черепаха»; Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти).
Тема 31 «Пасха». (Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»; Фонопедичсекое упр. «Ракета»).
Тема 32 «Колобок». (Закличка «Солнышко-ведрышко; Ритмическое упр. «Смешинка»; Упр. на продолжение выдоха).
Тема 33 «Волшебное зеркало» по мотивам чеш. н. с. (Стихотворение с движениями «Где петушок искал гребешок»; Фонопедическое упр. «Полюбуйся, весна»).
Тема 34 «Как муравьишко дом солнца искал».(Закличка «солнышко-ведрышко» Динамическая игра «Принцесса» Логопедическая гимнастика).
Тема 35 «История о том, как гном построил дом». (Фонопедическое упр. «Колокольчики гудели»; Двигательное упр. «Муравей»).
Тема 36 «Колесо».(Фонопедическое упр. «Утро»; Песня о солнце»; ритмическая игра «Молоток»)
3.1 Содержание материально-технической базы
Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале. Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса-ковер. Мебель соответствует росту и возрасту детей.
Наличие: фортепиано, музыкальный центр, интерактивная доска, ноутбук, набор аудио и видео записей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Зеркала для артикуляционной гимнастики.
Интерактивно-развивающее пособие «Лого-игры», «Логоритмика».
4. Календарный учебный график
Год обучения Дата начала
по программе Дата окончания по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий
2019-2020
02.09.19
30.05.20 38 36 30 мин
4.1 Методическое обеспечение программы
Основной формой проведения занятий по логоритмике является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.
При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка :
• наглядно-зрительные приёмы (показ движений, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий);
• приёмы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности;
• наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений;
• игровой приём;
• словесные методы (объяснение с опорой на имеющийся опыт детей; пояснение и показ движения; указания при воспроизведении движения; команды, сигналы; образный сюжетный рассказ; словесная инструкция);
• практический метод (проверка правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений).
Занятие по логоритмике включает следующие элементы:
• логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков
• пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук
• упражнение на развитие общей моторики
• фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
• вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
На занятиях по логоритмике используются следующие методические пособия:
• Карточки – схемы для ориентировки в пространстве, отстукивание ритма, заучивания движений, артикуляционных упражнений;
• Дидактические игры: «Волшебный цветок», «Звуки «С-З-Ц» я вас различаю», «Звуки «Р-Л» я вас различаю», «Времена года», «Где чья мама?», «Фрукты»,
• Иллюстрации русских народных сказок, картинки-животные, звери, времена года, «Домик для язычка», «Домик с сюрпризом», «Разные звуки»;
• Предметные картинки, муляж – фрукты, игрушки, игрушки для кукольного театра, мягкие игрушки.
Обследование неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - -. -
2-й элемент: -. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение №1)
Список литературы
1. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
2. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
3. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;
4. «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т. В. Нестерюк;
5. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница. по музыкальному воспитанию:
6. Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радыновой; «Музыкальная ритмика» Т. И. Суворовой;
7. Программа «Ритмическая мозаика» Т. И. Бурениной;
8. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина
9. «Ритмика в специальном образовании» А. М. Доронина, Л. Е. Шевченко, Н. В. Дорониной;
10. «Музыкальные складушки про весё лые игрушки: Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Л. К. Волошиной; «Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
11. «Конспекты логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста» (4-5;5-6;6-7) Ю. Н. Катрушина.
12. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О. А. Новиковской. Издательство «Корона. Век»
13. «Логоритмика для детей 5-7 лет» А. Е Воронова. Издательство «ТЦ СФЕРА»
№ Фамилия, имя ребенка Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Приложение
Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)